2535

Депутат, воспитай сироту!

В этом году Казахстан потрясли громкие скандалы, связанные с детьми, которых в свое время усыновили иностранцы. Недавно журналисты Reuters выяснили, что американские семьи обменивали или даже продавали приемных детей из Казахстана и других стран через социальные сети в Интернете. Эти и многие другие факты послужили причиной дискуссии в обществе. Многие предлагали приостановить или вообще запретить иностранцам усыновлять казахстанских детей. К примеру, теперь уже бывший сенатор Гани КАСЫМОВ призывал вернуть всех усыновленных иностранцами на родину, а мажилисмен Жамбыл АХМЕТБЕКОВ обратился к министру образования и науки Аслану САРИНЖИПОВУ с просьбой приостановить усыновление детей гражданами других государств. Что думают об этой щепетильной проблеме наши эксперты?

Раиса ШЕР, председатель комитета по охране прав детей Министерства образования и науки:
- В целях защиты прав усыновленных Казахстан ратифицировал Гаагскую конвенцию по вопросам международного усыновления. Мы шли к этому давно, вместе с Генеральной прокуратурой еще с 2005 года инициировали ратификацию этой конвенции для того, чтобы предусмотреть вопросы контроля за нашими детьми за рубежом. Сейчас наше общество активизировалось, но, к сожалению, все хотят усыновить здоровых детей. Что касается больных, то государство не всегда способно оплатить дорогостоящие операции, которые помогут поставить их на ноги. Есть дети с синдромом Дауна, с ДЦП, от мам-наркоманок или больных СПИДом. Таких наши граждане не берут. Неужто же им все время оставаться в казенных стенах? Поэтому я считаю: запрещать иностранное усыновление не стоит. Но к нему нужно прибегнуть, когда не получается передать ребенка казахстанской семье, то есть в исключительных случаях. Неважно, в какой стране будет жить ребенок - главное, чтобы он обрел нормальную любящую семью. У нас 10 877 ребятишек в интернатных организациях. Но круглых сирот среди них - чуть более 2000, а остальные - это сироты при живых родителях. Если, к примеру, папа или мама находится в местах лишения свободы, то такого ребенка отдать на усыновление нельзя. Есть много уже подросших сирот - таких наши граждане тоже неохотно берут, ссылаясь на то, что у них уже сформировался характер. Поэтому мы сейчас думаем о том, чтобы создать профессиональные патронатные семьи для разных категорий детей. Мы активно обсуждаем эти вопросы с неправительственными организациями - будем разрабатывать стандарт такой услуги. А то что получается? Детские дома закрываются - в прошлом году 14 интернатных организаций было закрыто. Наши граждане берут детей, но, как я уже говорила, маленьких. А старшие в основном идут под опеку или патронат. Есть дети, которые не хотят уходить из детдомов - с 10 лет мы обязаны спрашивать мнение ребенка. А вообще главное - работать с родными семьями, чтобы они не бросали детей. Казенные учреждения - сколько бы их ни было - не выход.

Аружан САИН, президент общественного фонда “Дом”:
- Я против запрета, потому что у нас есть дети, которых граждане Казахстана не станут усыновлять. Зато эти больные дети успешно реабилитируются за границей. Иностранцы таких детей берут. К тому же в развитых странах созданы все условия для нормальной жизни людей с ограниченными возможностями. До тех пор, пока мы не обеспечим им такой же уровень жизни, у нас нет права запрещать иностранное усыновление. Ведь для многих детей это единственный шанс вести полноценную жизнь. Другое дело, что не все дети подлежат именно усыновлению. Мне кажется, что мало внимания уделяется пропаганде других способов устройства их судьбы, таких как опека или патронат. Ведь есть много ребятишек, от которых биологические родители не отказывались. Они просто не установлены. Есть детки, имеющие братьев и сестер, таких нельзя отдавать на усыновление по отдельности. Движение “Каждый ребенок должен жить в семье” как раз пытается продвигать идею “вместо детских домов - центры поддержки семьи”. В них прежде всего прилагались бы все усилия для сохранения биологических семей. Ведь нередко ребенка отдают в детдом, потому что нет возможности его содержать. Можно помочь мамам, чтобы они не отказывались от детей. Так что нужно начинать с профилактики сиротства. И тогда - я уверена! - вполне реально не только снизить число детей, находящихся в казенных учреждениях, но и вовсе закрыть детские дома.

Марианна ГУРИНА, президент общественного фонда “Ұлағатты жанұя”:
- Дело в том, что по закону иностранцы могут усыновить только тяжелобольных детей, которые у нас - будем прямо говорить - не нужны никому. Я видела много детей, которые за границей обретали счастье. Я видела детей, у которых были вывернуты стопы, с фенолкетонурией, серьезным косоглазием, которые за бугром живут нормальной жизнью. А в Казахстане единственное, что их ждет, - это дом инвалидов, где они просто медленно умирают. К тому же иностранцы в отличие от наших граждан не скрывают, что усыновили ребенка, рассказывают ему о его родине. И это правильно! Конечно, на чужбине детей могут обижать, над ними может быть совершено насилие, судя по последним скандалам. А разве мы знаем, что происходит с усыновленными детьми в нашей стране?! Я могла бы рассказать ужасные случаи. Например, отдел опеки отдает двоих детей 14 и 16 лет молодой паре: девушке 25 лет, ее мужу - 28. А потом удочеренная девочка рожает ребенка от приемного отца. И никто не собирается его наказывать! Наши органы закрывают на это глаза, так и говорят: может, это любовь? Я таких примеров знаю множество. Поэтому уверена: детям нужно давать шанс - за границей многим из них будет лучше. Что касается наших граждан, то тут проблема, как мне кажется, в том, что в органах опеки не хватает людей. У детей долгое время нет статуса. Здоровые отказники “уходят” прямо из роддома. В дом малютки попадают больные дети, которых уже неохотно берут. Если ребенок подкидыш, то начинают разыскивать его мать, причем часто это длится годами. Или, к примеру, ребенок говорит, что у него где-то есть бабушка, и он уже не может считаться сиротой. Лишение родительских прав - дело тоже не быстрое. Так проходит время, а больших детей усыновлять охотников тоже немного. Иностранцу же чаще всего безразлично, сколько лет ребенку и какой у него диагноз. Вот я и хочу обратиться к нашим депутатам: господа, прежде чем требовать запрета на усыновление иностранцами - хоть одного больного ребенка возьмите к себе домой и воспитайте!

Владислав КОСАРЕВ, депутат мажилиса:
- Отдавать детей на усыновление за рубеж не надо. Страна уже продала нефть, газ, металл - теперь еще детей продавать?! Нравственные критерии здесь утрачены. Если страна не может ребенка воспитать, то что она вообще может?! Я считаю, что нужно дать родителям хотя бы третью часть государственных затрат на одного ребеночка в детском доме. И тогда у них будет на что воспитывать детей! Тем более что у нас на сегодняшний день 1800 человек стоят в очереди на усыновление. В детских домах еще 10 500 цветов жизни! А за рубеж сейчас и не берут - уже два года иностранцы не усыновляют наших детей. Потом это же бизнес: там же черные деньги крутятся. Я считаю: хватит разлагать общество! До 50 000 долларов иностранцы платят всяким нашим структурам, чтобы увезти к себе чадо. А то ли оно полюбится, то ли не полюбится - бабка надвое сказала.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

25.09.2013

Поделиться
Класснуть