2330

Смываем пятна

Сотрудники природоохранной прокуратуры определили, что виновником возникновения белой “кляксы” на Бухтарминском водохранилище, возможно, окажется сельский акимат! Якобы при строительстве дамбы в этом районе использовались вредные материалы, ставшие причиной загрязнения реки Бухтармы, а затем и одноименного водохранилища. Самое интересное, что тургусунские госмужи, возводя преграду для вешних вод, не удосужились составить необходимую проектно-сметную документацию. А пока местные власти пытаются выйти сухими из воды, дамбу могут по решению суда снести как незаконную, тем самым подвергнув опасности затопления целый поселок.

Напомним, что этим летом много шума наделало появление на водной глади Бухтарминского водо­хранилища маслянистых разводов протяженностью около семи километров. Ликвидировать в прямом и переносном смысле белые пятна в этой истории решили в специализированной природоохранной прокуратуре. В пробах воды были обнаружены загрязняющие вещества. Светлый след привел прокуроров к речке Бухтарме.
После тщательного исследования запятнанным оказалось реноме трех объектов: строящейся на тот момент берегоукрепительной дамбы в районе села Тургусун, Зыряновского ГОК и Малеевского рудника ТОО “Казцинк”. По информации ревнителей безопасности окружающей среды, промгигант уже выплатил штраф. А вот с ситуацией вокруг строящейся дамбы предстоит разобраться судьям. Причем решение служителей Фемиды может поставить под угрозу весь поселок Тургусун, ведь из-за возможных нарушений чиновников от объекта на реке может не остаться и мокрого места!
- В реке Бухтарме, в непосредственной близости от этой дамбы было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации по железу и цинку в несколько раз, - рассказал специализированный природоохранный прокурор Восточно-Казах­станской области Бакытжан ИЗГУТТИНОВ. - Тот факт, что дамба оказалась загрязнителем, лишь следствие. А причина в том, что возведение этого сооружения не было согласовано с какими-либо органами. Судите сами, для строительства насыпи использовалось несколько тысяч тонн руды. Брали ее на отвалах зыряновского рудника. То есть никто даже не проверил эти материалы на их безопасность для окружающей среды. Отсутствовала проектно-сметная документация. Явное нарушение по статье “Незаконное строительство объектов на водоемах или в пределах водоохраняемой территории”.
- Дамбу придется снести? Невзирая на опасность, которую представляют для района весенние паводки?
- Я понимаю, что ситуация неоднозначная. Жителям того же Тургусуна очень важно сохранить эту дамбу, чтобы обезопасить себя и свои жилища. Но давайте рассудим: разве Тургусун топит первый год? Разве нельзя было заранее подготовиться к строительству дамбы, не нарушая при этом законов? Я говорил представителям акимата: если бы вы заблаговременно подготовились, ничего подобного не случилось бы - и на Бухтарме пятен не было бы, и дамба стояла. Но по закону нужно предпринимать определенные действия...
Материалы о загрязнении водоема переданы Иртышской бассейновой инспекцией в суд. Ответчик - Тургусунский акимат. Да только госмужи с выводами экологов и надзорных органов не согласны.
Как рассказал журналистам аким Тургусунского сельского округа Алгабек АБИШЕВ (на снимке вверху), дамбу начали строить в апреле этого года. На заседании районной комиссии по ЧС приняли решение: в срочном порядке соорудить 800-метровую берегоукрепляющую насыпь - возникла реальная угроза подтопления населенного пункта. Из республиканского бюджета выделили более 32 миллионов тенге.
- Если подтвердится, что дамба представляет угрозу экологии края, ее могут снести, - рассказал по телефону Алгабек Абишев. - Просто так же не бывает, что только решили - и тут же взяли и построили. По закону о ЧС, когда есть экстренная ситуация, мы можем принимать определенные меры. Если образно выразиться - по закону военного времени. Весной срочно нужно было принимать оперативные меры и спасать людей. Заседала комиссия, председателем был Николай ИГНАШИН (на тот момент замакима Зыряновского района. - Е.Ф.). Было принято решение ходатайствовать перед акимом области. Тем более что это было не возведение дамбы с нуля, а скорее ее продолжение, укрепление. Не с нуля ее строили. На эту дамбу даже первый заместитель премьер-министра Умирзак ШУКЕЕВ приезжал и сказал, что надо строить до конца, чтобы людей не топило. Занимался этим еще бывший аким сельского округа Вячеслав КЛИНОВИЦКИЙ, я же работаю всего месяц и представляю интересы исполнительной власти в суде.
- Почему для насыпи было решено использовать материалы, которые стали источником загрязнения водоемов?
- Материалы эти используются испокон веков. Это ведь как чистопородные отходы. В районе повсюду из них строили дамбы (с отвалов зыряновского рудника. - Е.Ф.). Руда вообще никогда не проходила через технологический процесс, это обычный камень. Я еще понимаю, если бы там какие-то опасные вредные элементы были. Какие там могут быть загрязняющие вещества? Получается, это надуманные факты. Будем вызывать в суд эксперта, который дает такое неправильное заключение.
Впрочем, доказать свою правоту в суде чиновникам будет непросто.
- Проектно-сметная документация необходима при строительстве любого объекта. К тому же нужно было провести экспертизу, согласование с природоохранными и экологическими структурами, - поясняет председатель районного суда Даурен ЖЕКСЕКЕНОВ. - Если ПСД нет - это растрата бюджетных средств.
В природоохранной прокуратуре нам пояснили: в начале октября в этой истории будет поставлена точка. Впрочем, уже сейчас и в надзорных органах, и в акимате понимают: чья бы ни взяла, обычные восточноказахстанцы окажутся, что называется, в проигрыше - либо из-за постоянных загрязнений, либо из-за опасности затопления вешними водами.

Евгений ФОМИНЫХ, фото Надежды ЯКОВЛЕВОЙ, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

3100