9682

Спастись от еды

Нурлан Садыков: “Ты лучше голодай, чем что попало есть”...

Супермаркеты Green вводят в заблуждение своих покупателей

Где предпочтительнее “затариваться” продуктами - в крупном супермаркете или на рынке? Руководитель общества защиты прав потребителей Nord Vest Нурлан САДЫКОВ (на снимке) настаивает: от многих супермаркетов лучше держаться подальше. 

К нам поступает огромное количество жалоб на крупные торговые сети, - рассказывает правозащитник. - В частности, в последнее время, к сожалению, участились нарекания в адрес супермаркета Green. Основные претензии - к качеству товара и работе персонала.
Выслушав по телефону очередную возмущенную тираду, юристы Nord Vest решились провести контрольную закупку. На совместный рейд они пригласили активистов из молодежного крыла партии власти “Жас Отан”. А проверять решили один из самых крупных супермаркетов в сети Green - тот, что находится на территории торгового комплекса “Мерей” по проспекту Райымбека.
- Чтобы обнаружить подозрительные товары, потребовалось совсем немного времени, - говорит сотрудник Nord Vest Марат ДАНАЙ. - При том, что у нас не было задачи проверять все подряд. Мы зашли в те ряды, где продаются молочные и другие скоропортящиеся продукты, а также в кулинарию Green.
В результате на упаковках сразу четырех товаров не оказалось срока годности - явное нарушение закона о правах потребителей. Этикетки выглядели весьма загадочно: там можно было увидеть название товара, дату его изготовления (или упаковки), вес и цену. А вот точное число, когда продукт уже не годен к употреблению, почему-то отсутствовало. Среди продуктов, у которых в графе “срок годности” зияет пустое место, оказались два вида сливочного масла - “Адал” и “Тойбастар”, пицца с ветчиной и грибами, а также детский кекс с трогательным названием “Малютка”. Причем два последних товара произведены в самом супермаркете Green.
- Данное действие мы расцениваем как введение потребителя в заблуждение, - говорит Марат Данай. - Ведь покупатель не обязан знать, сколько хранится масло или когда испортится пицца с грибами. Самое опасное: речь идет о продуктах питания. Они могут попасть на прилавок уже испорченными - вот только покупатель об этом не знает.
Сфотографированные этикетки и чеки правозащитники отнесли в управление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (УГСЭН) Жетысусского района Алматы (“в миру” санэпидемстанция). По идее, этот орган не может проверять торговые сети без жалоб потребителей. Однако после получения сигнала от Nord Vest специалисты УГСЭН выехали в магазин и обнаружили: “бессрочные” масло “Адал” и пицца с ветчиной и грибами по-прежнему ждали своего покупателя. А вот другой вид масла - “Тойбастар” - вместе с кексом “Малютка” исчезли из магазина: то ли их уже продали, то ли убрали от греха подальше.
В результате проведенной сан­эпидемиологами проверки ТОО “Торговая сеть Green Mart” оштрафовано аж на 32 месячных расчетных показателя! Еще один штраф - 5 МРП - наложен на администратора супермаркета. Умножив обе эти цифры на величину одного месячного расчетного показателя (1731 тенге), нетрудно понять: и торговая сеть, и ее менеджер отделались легким испугом...
Впрочем, на этом проблемы гриновцев не закончились. В ходе рейда защитники прав потребителей обнаружили еще одно нарушение - несоответствие цен в чеке и рекламе. Большими буквами на витрине было написано, что шоколадное драже M&M стоят 85 и 87 тенге. Однако пробитое на кассе лакомство почему-то оказалось дороже на 2 тенге.
- Кому-то может показаться, что пара тенгушек - мелочь, на которую не стоит обращать внимания, - рассуждает Нурлан Садыков. - Но в данном случае речь идет как минимум о введении в заблуждение покупателей и недобросовестной конкуренции. Конечно, может быть, соседний магазин торгует теми же конфетами по 89 тенге, но у него же нет кричащей рекламы, обещающей этот товар по более дешевой цене!
Свои доводы сотрудники общества прав потребителей Nord Vest изложили в письме в Агентство по защите конкуренции. Однако в алматинском подразделении этого ведомства никаких нарушений в несоответствии цены не углядели. Вот правозащитники и решили обратиться в суд, чтобы он установил, кто прав в этой ситуации. Иски были поданы как против АЗК, так и против супермаркета Green.
- Мы считаем, что 32 МРП - это незначительный штраф для торговой сети, - говорит Марат Данай. - В данном случае речь идет о неоднократном введении покупателя в заблуждение, а оставлять такие вещи безнаказанными нельзя.
- Получается, что самые честные продавцы у нас - на оптовых рынках, - вторит ему Нурлан Садыков. - Там, если срок годности истекает, товар продают по сниженной цене. Но людей всегда предупреждают: мол, вот это стоит дешевле, потому что скоро испортится. Так что тут супермаркетам есть чему поучиться.
Кстати, сейчас Nord Vest готовит еще одну жалобу - на этот раз на супермаркеты Small.

В супермаркете Green продают “вечно молодые” кексы, пиццу и масло.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть