5932

Против съёма нет приёма?

Кайрат Баймурзин на скамье подсудимых.

Бывают же в жизни чудеса! Свидетелем одного из них стал наш собственный корреспондент, который ради этой удивительной истории отправился в город Рудный.

Зал судебных заседаний, в котором судья Айсулу СЛАМБЕКОВА вынесла приговор Кайрату БАЙМУРЗИНУ, большой и гулкий. С потолка свисают старые листы облицовочной плитки, и вообще казенно да уныло. Тем любопытнее осознавать, что происходящее в глазах потерпевших и осужденного выглядит новогодней сказкой.
Потерпевшие получили полный сатисфэкшн, осужденный - свободу, считавшееся почти безнадежным дело разрешено по справедливости - чем не чудо по нынешним-то временам?
Это уголовное дело числилось в разряде бесперспективных несколько лет. Заявления потерпевших с мольбами о привлечении к ответственности обманщика, лишившего жилья малоимущих старух, рассматривались сквозь пальцы. С 2008 года следствие никак не могло найти состава преступления в деяниях Баймурзина. Но потерпевшие не унимались: лишившись крыши над головой, потеряв последнее, они говорили себе: “Отступать некуда!..”. И однажды достучались: за дело взялась прокуратура.
Суть событий такова. Пенсионерка Елизавета ХАРИТОНОВА, прожившая полвека в трехкомнатной квартире, однажды решила поменять ее на жилище меньшей площади. Тут как тут подвернулся знакомый дочери - назвавший себя риелтором Кайрат. Он убедил Елизавету Анд­реевну доверить ему разрешение проблемы.
- Баймурзин действовал вроде бы нормально, - вспоминает Харитонова. - Оформлял документы у нотариуса, сыпал обещаниями и расписками, даже предоставил мне квартиру. Вручив ключи, попросил вернуть расписку и при мне ее сжег. Еще спросил тогда, не сделала ли я копии. А я сделала, но ему об этом не сказала! Ну а потом выяснилось, что квартира эта съемная, и в собственность ее оформить невозможно. Мы с дочерью нашли Кайрата, потребовали вернуть деньги, которые он присвоил, а он нам в ответ: ничего не знаю, и вы ничего не докажете!..
Людмила КАМАЛОВА, попав в силки, расставленные Кайратом Баймурзиным, тоже лишилась трехкомнатной квартиры. На мошенника ее вывел старый знакомый, который рекомендовал Кайрата как человека добросовестного и честного. Такой рекомендации хватило, чтобы Людмила Николаевна потеряла бдительность и полностью доверилась деляге. Камалова хотела перебраться в малогабаритное жилище и получить доплату. Она сильно нуждалась в деньгах, которые планировала потратить на лечение от последствий инсульта. Схема, по которой пустил ее семью новый знакомый, оказалась той же - съемные квартиры и никаких правоустанавливающих документов, не говоря уже о деньгах.
В конце концов Баймурзин заселил Камалову с мужем в какую-то ветхую избушку, в которой не было ни света, ни воды, ни отопления. Муж Людмилы Николаевны так сильно расстраивался и переживал, что заболел и умер от сердечного приступа. С помощью сына, приехавшего из России, и адвоката Камалова с горем пополам выбила из Баймурзина сумму обещанной им доплаты, но жилья так и не получила.
Харитонова и Камалова не знали о существовании друг друга вплоть до начала судебного процесса против их общего обидчика. А в ходе разбирательств выяснилось, что у них был шанс не только познакомиться, но и начать жить вместе! Баймурзин однажды предложил Харитоновой “временно” (до тех пор пока не оформит права на очередное обещанное жилье) пожить на квартире вместе с какими-то бабушкой и дедушкой. Это были Камалова и ее муж, которые уже на стенку лезли от бессилия в той самой избушке без удобств… У Елизаветы Андреевны тогда хватило твердости отказаться от “суперпредложения” риелтора-обманщика.
- Это уголовное дело может считаться показательным, - говорит заместитель прокурора Костанайской области Серик АБДЕНОВ. - Правоохранительные органы обыч­но стараются видеть в подобных историях исключительно гражданско-правовые отношения. А в судах такие дела пострадавшим выиграть очень сложно. Мы буквально насели на этого мошенника, добились его ареста в ходе следствия, и лишь тогда он наконец понял, что от ответственности уйти не удастся.
Баймурзин, вплоть до осени 2013-го позволявший себе не являться на допросы, игнорировать следственные действия, наконец попал в СИЗО. Это вызвало шок и у его родственников. Они спешным порядком стали погашать долги, успев сделать это до вынесения приговора.
В итоге Елизавета Харитонова получила 20 тысяч долларов, а Людмиле Камаловой была куплена хорошая однокомнатная квартира. Повеселевшие пенсионерки в прениях уже чуть ли не хором просили судью не лишать Баймурзина свободы.
- Мы исходили из того, что государство не нуждается в увеличении численности тюремного населения, - объясняет прокурор Абденов, - и согласились с тем, что Баймурзина можно не отправлять в места заключения.
Суд учел ряд смягчающих обстоятельств (раскаяние подсудимого, полное погашение ущерба, наличие малолетнего ребенка) и приговорил его к четырем годам условного лишения свободы. Баймурзину назначен также трехлетний испытательный срок, в течение которого он будет находиться под неусыпным полицейским контролем. Малейшая провинность грозит ему превращением условного срока в реальный.

Елизавета ХАРИТОНОВА
все-таки получила свои деньги...

...а Людмила КАМАЛОВА - благоустроенную квартиру.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Рудный - Костанай

…Все-таки случаются порою чудеса!.. Будем же надеяться, что прочие горькие истории в новом году смогут получить столь же замечательные финалы. И на их фоне будет не так уж важно, кто из людей государевых исполнит роль сказочных волшебников и в каком казенном доме сотворится новое обыкновенное чудо.

Поделиться
Класснуть