6069

Русские идут!

Нужны ли Казахстану соседские “культурные традиции и моральные ценности”?

Москва собирается открывать в странах СНГ и Балтии русские школы с преподаванием на основании российских образовательных стандартов. Об этом еще в конце января сообщил не абы кто, а министр иностранных дел РФ Сергей ЛАВРОВ на пресс-конференции в Москве: “Мы одобрили на правительственном уровне, и в скором времени начнет реализовываться проект под названием “Русская школа за рубежом”. Мы будем договариваться, и не только со странами Балтии, но и с другими нашими соседями, государствами, где проживают наши соотечественники, о том, чтобы там создавать за наш счет русские школы”.
На это заявление главы российского форин-офиса тут же негативно отреагировали в Прибалтике: руководитель внешнеполитического ведомства Латвии Эдгарс РИНКЕВИЧС на своей страничке в Twitter написал: “...Это неприемлемо и не будет допущено...”. Без воодушевления обсуждают этот вопрос и в Эстонии.
В нашей же стране эту новость проглядели. Или сделали вид, что не заметили. Во всяком случае, не обратили на нее никакого внимания чиновники, которые по долгу службы должны быть в курсе подобных событий. Им в скором времени предстоит решать, появятся ли такие школы на территории нашей страны.

Концепцию проекта “Русская школа за рубежом” в России разработали несколько лет назад по поручению тогдашнего президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА. Документ весьма любопытный: знакомишься с ним, и тебя не покидает ощущение некоторой заведомо обу­словленной недоговоренности. Программа направлена на “целенаправленное воздействие на мировоззрение проживающих за рубежом детей и подростков, базирующееся на российских культурных традициях и моральных ценностях”, “создание условий для формирования новых поколений за рубежом, позитивно настроенных к современной России”, “социализацию и воспитание у школьников нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям...”.
Концепция определяет несколько критериев организации школ в рамках этого проекта. Самые важные - обучение на русском языке, основанное на российских культурных традициях и моральных ценностях, соответствие структуры и содержания образовательных программ государственным образовательным стандартам России. Москва собирается открывать новые школы за бугром за свой счет, а у учебных заведений, действующих в странах СНГ и Балтии, которые соответствуют хотя бы одному критерию, появится возможность получить статус и сертификат “Русская школа за рубежом” различного уровня. В зависимости от него они смогут рассчитывать на информационную, материально-техническую и профессиональную поддержку со стороны российских властей.
Учебные заведения подразделены на несколько типов. К одному из них - третьему - и относятся национальные общеобразовательные школы с преподаванием на русском языке, это и есть самые обычные русские школы, гимназии и лицеи, которые существуют как в Казахстане, так и в большинстве стран СНГ. Они работают по образовательным стандартам тех стран, в которых располагаются, и подчиняются их законам. Разработчики концепции считают, что “уровень освоения в них образовательных программ в целом и/или частично соответствует требованиям российских образовательных стандартов...”. Значит ли это, что данные учебные заведения смогут получить российский сертификат, а у выпускников этих школ появится возможность помимо казахстанского дополнительно получить еще и российский аттестат государственного образца? Вопрос, согласитесь, очень интересный.
Как этот проект будет продвигать Россия и во что в результате он выльется, пока представляется весьма туманным. Казахстан же может оказаться в затруднительном положении: нужно и российских партнеров уважить, и в то же время не поступиться собственными интересами.
Впрочем, как выяснилось, наши чиновники от образования о планах стратегического партнера по Таможенному союзу и создающемуся Евразийскому экономическому союзу практически ничего не знают. Мы направили запрос, касающийся возможной реализации этого российского проекта в Казахстане, в наше Министерство образования и науки (МОН). Заодно мы хотели выяснить: возможно ли в принципе осуществить в нашей стране столь смелые планы пусть и дружественного, но иностранного государства? Сотрудники различных департаментов образовательного ведомства долго кивали друг на друга, пытаясь выяснить, обращались ли к ним коллеги из российского Минобра...
- Нет, российская сторона пока не обращалась к нам с предложением о создании и финансировании русских школ на территории нашей страны, - все же ответили нам после долгих согласований в управлении международного сотрудничества МОН. - Действующее законодательство в сфере образования предусматривает создание международных и иностранных учебных заведений в Казахстане и их филиалов на основе международных договоров или по решению правительства Казахстана. Порядок их лицензирования, аттестации и аккредитации такой же, как и для отечественных организаций образования, если иное не предусмотрено международными договорами. Поэтому пока рано говорить о том, могут ли быть созданы школы, в которых будет вестись обучение в соответствии с российскими образовательными стандартами, на территории Казахстана. Эти вопросы решаются на двусторонних переговорах на высшем уровне, которых пока никто не проводил.
Cейчас в школах Казахстана обучается более 2,5 миллиона детей, из них 64,5 процента - в учреждениях с казахским языком обучения, 31,7 процента - с русским. Оба эти языка являются обязательными учебными предметами.
В России, по последним статистическим данным, насчитывается около 900 тысяч казахов, 70 процентов которых проживают в сельской местности. В местах их компактного проживания дети-казахи обучаются в русских школах и по образовательным стандартам России, а казахский язык изучают лишь факультативно. Казахстан эти школы не финансирует, а лишь  (согласно межправительственным соглашениям, ежегодно в рамках поддержки соотечественников) отправляет туда учебники казахского языка, литературы и истории. Интересно, как отреагировала бы Москва, предложи ей Астана создать в местах компактного проживания казахов школы на основании образовательных стандартов нашей страны?
В любом случае пока это всего лишь намерения. Сергей Лавров, говоря о сроках реализации проекта “Русская школа за рубежом”, заметил: “Мы бы хотели, чтобы все это поскорее произошло, однако не все зависит от МИДа...”. Возникает интересный вопрос: что в этой ситуации будет зависеть от наших чиновников?


Оксана АКУЛОВА, фото с сайта mn.ru и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарии в тему


Елена БУРОВА, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения комитета науки МОН РК, доктор философских наук:


У наших появится пример для подражания
- Нам известны прецеденты, когда в наших школах и вузах реализуются вовсе не казахстанские образовательные программы. В элитных школах внедряются триязычие, модули зарубежных образовательных программ, в “Назарбаев Интеллектуальных школах” свои стандарты - они отличаются от тех, по которым учатся дети в обычных школах. Если Министерство образования и науки допускает такие эксперименты, значит, в них есть смысл. Поэтому я приветствую такой шаг, как внедрение в нашей стране проекта “Русская школа за рубежом”. Он поможет расширить образовательное пространство внутри Казахстана.
Мы видим, что за 20 лет независимости нам не удалось сделать наше массовое среднее образование конкурентоспособным. Учебники пестрят ошибками, к сожалению, не повышается и качество знаний наших учеников. Это я говорю как преподаватель. Мы пока еще не пришли к той системе, которая отвечала бы нашим потребностям и интересам граждан, могла бы конкурировать с другими образовательными системами. И, на мой взгляд, присутствие на нашей территории российских школ в конечном итоге повысит уровень казахстанской образовательной системы. Наши учебные заведения будут вынуждены подтягиваться до их уровня, появится возможность обмена опытом и методиками. Я знаю, что сейчас казахстанские дети, стремящиеся поступить в вузы России, посредством Интернета берут уроки у российских учителей.
- Не приведет ли это к тому, что из Казахстана в Россию будут перетекать лучшие мозги?
- Я не думаю, что это будет носить массовый характер. Все русскоязычные граждане, которые хотели покинуть страну, уже уехали. Кто-то еще, возможно, и переберется за границу, но мы живем в свободном мире в век глобализации. Это право выбора каждого человека. Сомневаюсь, что реализация проекта “Русская школа за рубежом” может привести к каким-то плачевным для Казахстана последствиям.


Хусаин ВАЛИЕВ, сенатор, доктор технических наук, бывший ректор:


Не надо вбивать клин между людьми!
- Я считаю, что у нас не нужно внедрять российские образовательные стандарты. В Казахстане достаточно русских школ, где изучаются язык, литература, история России и всего мира. Они хорошо обеспечены и с материальной, и с кадровой точки зрения. У нас есть проблемы с малокомплектными школами, обучение в которых в основном ведется на казахском языке.
Не нужно создавать проблему на пустом месте и разделять казахстанское общество на “наших” и “не наших”, вбивать клин между людьми. Чем трогать школу, лучше заняться системой высшего образования, унифицировать стандарты, по которым идет обучение различных специалистов. Они должны быть адаптированы для работы в странах, входящих в Таможенный союз. Диплом инженера должен в равной степени котироваться в наших странах и не делиться по национальностям. Вот о чем надо думать, а базовое среднее образование пусть будет таким, какое оно есть, и не надо создавать вокруг него лишней суеты. К решению таких вопросов нужно подходить очень взвешенно.


Поделиться
Класснуть