5841

Зачем Казахстану карточный домик?

Наша республика вслед за Россией будет внедрять свою национальную платежную систему. С такой замеЧтательной идеей выступил, как известно, глава Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ. Его, судя по всему, нисколечко не смущает ни слишком малое население страны, ни провал национальных платежных систем в других странах.

После того как 29 мая Казах­стан, Россия и Белоруссия подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), стало очевидно: в наших палестинах грядут большие перемены. В первую очередь экономического характера. До 1 января 2015 года правительства государств - членов ЕАЭС будут усиленно трудиться над унификацией и гармонизацией национальных законодательств. Но, как не раз подчеркивали главы Казахстана, России и Белоруссии, собственная политика трех стран таковой и останется. А это значит, что одна отдельная страна - участница союза вовсе не обязана перенимать бессмысленный опыт соратницы по ЕАЭС. Однако именно так может получиться с запуском в Казахстане собственной платежной системы.
О запуске отечественных банковских карт Кайрат Келимбетов рассказал в ходе расширенного собрания парламентской фракции партии “Нур Отан” в мажилисе 13 мая. “Мы написали в правительство и главе государства, на сегодняшний день получили решение, что будем развивать на добровольной основе (выделено мной. -
В. Б.) эту систему. До конца года мы вариант этой системы предложим, - заявил глава Нацбанка, добавив: - Очень важно, чтобы внутристрановые транзакции в тенге были внутри страны”.
При этом Келимбетов припомнил, что ранее Нацбанк предлагал модель единого процессингового центра. Она предполагала объединение всех банкоматов и POS-терминалов страны под управлением государственного ЕПЦ, где будет установлен единый тариф на обслуживание этой сети вне зависимости от того, какой банк выпустил карту. Однако, по словам Кайрата Нематовича, “банковское лобби это заблокировало на уровне правительства”. Зачем надо было вспомнить неудавшийся проект? Возможно, для того, чтобы подчеркнуть: на этот раз получится!
Очевидно, что Келимбетов вновь обратился к теме пластиковых карт, но уже под другим фокусом из-за ситуации в России. Там, напомним, международные платежные системы Visa и MasterCard без каких-либо уведомлений остановили в минувшем марте обслуживание карт нескольких российских банков в торговых точках и банкоматах международной сети. Произошло это после присоединения Крыма к РФ на фоне санкций США против России. Уже 5 мая президент РФ Владимир ПУТИН подписал подготовленный Закон “О национальной платежной системе”, который помимо всего прочего значительно ужесточил требования к работе платежных систем, имеющих расчетные центры за пределами России. В частности, с 1 июля Visa, MasterCard и другие системы обязаны ежеквартально вносить взносы на специальный счет в Банк России в размере 25 процентов от среднедневного оборота. По данным агентства Morgan Stanley, это 1 млрд. долларов для MasterCard и 1,9 млрд. - для Visa. Аналитики посчитали, что этим платежным системам выгоднее вообще уйти с рынка России, чем платить такие взносы. Тем более что российский бизнес приносит этим двум платежным системам всего около 1 процента от общемировой выручки. Впрочем, 23 мая руководители международных платежных систем заявили, что хотят остаться в России. Произошло это после встречи их представителей с вице-премьером РФ Игорем ШУВАЛОВЫМ и главой Минфина Антоном СИЛУАНОВЫМ, с которыми они договорились: Visa и MasterCard создадут российского оператора платежной системы, на что потребуется около полутора лет. Однако это не отменяет намерения российского правительства запустить собственную платежную систему. Кстати, по оценкам экспертов, на ее создание потребуется от 30 до 100 млн. долларов вложений и до трех лет работы.
Отчасти понять россиян можно: у них на руках 200 млн. банковских карт, которые в случае непримиримой позиции Visa и MasterCard могут быть отрезаны от гигантской сети банкоматов и POS-терминалов по всему миру.
В Казахстане сейчас всего 16,5 млн. карт (при этом доля Visa - 80 процентов), и ничто не угрожает нам быть отрезанными от всего мира безналичных платежей. Тогда какой смысл для такого сравнительно небольшого рынка, как наш, заводить собственную национальную платежную систему?
Что примечательно, на этот вопрос задолго до заявлений Келимбетова подробно ответили известные финансисты страны. Еще в начале апреля (!) на пресс-конференции они заявили: чтобы казахстанская карточка принималась в других странах и на континентах, нужно проделать - буквально! - титаническую работу.
- Если мы говорим о национальной карточке, которая будет ходить за пределами Казахстана, то ее внедрение не такой быстрый путь. Об этом проще сказать, чем сделать, - заявила 8 апреля председатель правления Казкоммерцбанка Нина ЖУСУПОВА (на снимке), отвечая на вопрос корреспондента “Времени”. - Чтобы карточка обслуживалась не только внутри страны, невозможно просто договориться на государственном уровне. Если у нас есть какая-то внутренняя платежная система и мы хотим, чтобы она работала за рубежом, мы должны с каждым иностранным банком индивидуально договориться, подписать соглашение и провести технические работы. При этом нужно объяснить банку, почему мы им должны быть интересны. С учетом количества населения в нашей стране это будет достаточно непростой задачей.
С моей точки зрения, сегодня в Казахстане уже создана квазинациональная платежная система, которая позволяет делать расчеты внутри страны, не обращаясь к международным системам, - продолжила Нина Ароновна. - В Казахстане существует 12 процессинговых центров (при банках второго уровня. - В. Б.), которые уже давно проводят расчеты. И эта система построена таким образом, что внутри Казахстана банки производят расчеты, не выводя средства за пределы страны и не передавая никакую информацию о клиенте, кроме номера карты. То есть мы не отправляем фамилий, имен и прочих данных в системы Visa, MasterCard или American Express.
- Только у Visa 14,6 тыс. банков-партнеров по всему миру, у китайской China Union Pay - 6 тыс. партнеров. С каждым из них были подписаны индивидуальные договоры, проведены технические работы. Чтобы казахстанская карта принималась за рубежом, весь путь этот нужно будет повторить, - рассказал тогда же исполнительный директор Казкома Нурлан ЖАГИПАРОВ (на снимке). - При этом доля Visa на мировом рынке - 50 процентов, China Union Pay - 22 процента, MasterCard - 21 процент, American Express - 5 процентов, и все остальные занимают около 1 процента. Даже доля японской системы JCB очень мала, хотя работают они в густонаселенной Юго-Восточной Азии. Внутри же страны крупнейшие банки уже де-факто и так сотрудничают напрямую без международных платежных систем.
К слову, в Казахстане уже были попытки создать собственные платежные системы, но все они потерпели фиаско. В 1990-е годы Халык Банк запускал свою карточку “Алтын”. Местную локальную карту внедрял банк ТуранАлем - она вообще имела хождение только внутри Актюбинской области. В конце концов Казахстан выбрал единственно верный путь, по которому следует большинство банков мира, - стал участником международных систем.
В мировой практике пример только одной страны показал относительный успех запуска национальной платежной системы - китайской China Union Pay. И то эта карта много лет развивалась на собственном рынке с населением, заметим, 1,5 млрд. (!) человек, прежде чем выйти на международный уровень. Попытки запуска своей карточки были в Индии и Японии, однако широкого международного признания они не получили. Кстати, в Белоруссии также запустили свою систему “Белкарт”. Таких карточек за несколько лет выпустили в количестве аж 5 млн. штук. Но и эта система не выдержала популярности мировых гигантов - в ноябре 2013 года “Белкарт” заключила партнерское соглашение с MasterCard, по которому будут эмитироваться кобрендинговые карты “Белкарт” и MasterCard, что позволит белорусам использовать свои карты за рубежом.
- Если речь идет о национальной безопасности, то собственную платежную систему имеет смысл запускать тогда, когда в ней будут участвовать все, то есть принудительно, - считает финансист Мурат ТЕМИРХАНОВ (на снимке). - Но поскольку ее намерены запустить на добровольной основе, возникает большой вопрос: есть ли в ней вообще смысл? Я уверен: ведущие казахстанские банки не будут в этом участвовать, ведь у них есть свои процессинговые центры. Нововведение, возможно, будет актуально для маленьких банков, которые работают через процессинговые центры лидеров рынка. Но Нацбанку нет смысла этим заниматься - мелкие банки сами смогут объединиться и организовать подобный центр.

В результате мы приходим к однозначному выводу: целесообразность собственной платежной системы под большим вопросом. Разве что создавать ее только для пенсионеров и бюджетников, которые, получив пенсию или зарплату, сразу бегут в банкомат и не пользуются картой за рубежом. Впрочем, наш Нацбанк и его руководители не всегда действуют по принципу целесообразности...

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее