4477

Острый нож для инвалида

Сотрудники прокуратуры Бостандыкского района Алматы недавно провели проверку в доме-интернате для инвалидов с психоневрологическими заболеваниями и попросту обалдели от царящей там вакханалии жульничества и обмана.

С момента последней проверки надзорным органом этого богоугодного заведения, где проживают 600 постояльцев, прошло четыре года. С тех пор там поменялось несколько директоров, одна из которых, к слову, была осуждена за хищение бюджетных средств.
Прийти с новой проверкой-ревизией в интернат прокуроров вынудил приговор Бостандыкского райсуда в отношении двух сотрудников отделения №60 “Казпочты”. Оказалось, начальник этого отделения и рядовой почтальон присваивали пенсии инвалидов, причем делали это до банального просто: расписывались в ведомостях за инвалидов и забирали их деньги. Только у двух инвалидов - ГАФУРОВОЙ и ТИМОШЕНКО, как выяснилось в суде, почтальоны украли около 1,5 млн. тенге. За это начальник отделения почты поплатился семью годами лишения свободы, а ее подчиненная созналась в вине, ущерб возместила и отделалась условным сроком.
Проведенная экспертиза выявила в период с 2010 по 2013 год еще девять эпизодов хищения пенсий инвалидов путем подделки их подписей в ведомостях, в связи с чем было возбуждено и сейчас расследуется новое уголовное дело. А прокуроры тем временем постучались в двери интерната.
Хотя постояльцы подобных соцзаведений обеспечиваются за счет государства, закон позволяет им полностью распоряжаться своими пенсиями и пособиями. Средства от государства получают и недееспособные граждане, но в этом случае контроль за расходованием их денег несут опекуны. В этой роли выступает либо сам интернат, либо родственник инвалида.
- Во время проверки мы выяснили, что некоторые недееспособные постояльцы при попустительстве и даже с согласия руководства и работников интерната сами забирают свои пенсии! - рассказывает старший помощник прокурора Бостандыкского района Арман ДЖАКСАЛЫКОВ (на снимке). - Кроме того, мы выявили случаи, когда родственники забирают немощных инвалидов на выходные, отвозят их на почту и получают их пенсии. Куда деваются эти деньги - остается только гадать. Или вот случай с инвалидом ЧАЩИХИНОЙ. С ее слов, она пошла на почту вместе с социальным педагогом - сотрудником интерната, где они сняли со счета 800 тысяч тенге. Эти деньги инвалид попросила положить на свой банковский счет. Однако - мы проверили - до банка деньги так и не дошли...
Все операции с пенсиями недееспособных инвалидов, продолжает Арман Джаксалыков, интернат должен проводить по безналичному расчету - чтобы обеспечить прозрачность расходования денег. Например, если постояльцу нужно вставить зубные импланты, интернат должен написать заявление на почту или в банк с просьбой перевести средства на счет клиники. В наличной же форме деньги за инвалида по закону может снимать его опекун, но небольшие суммы и строго по ним отчитываться. Однако на деле совсем иная картина.
- У многих возникает желание залезть в карман или кошелек инвалида. Складывается ощущение, что по этой категории граждан работает целая организованная преступная группа! - восклицает мой собеседник. - Поэтому мы намерены по одному из дел устроить показательный судебный процесс прямо в интернате, чтобы у многих, если не у всех соцработников, отпало желание покушаться на деньги инвалидов.
Есть и другие вопиющие случаи, когда работники интерната проявляют полное равнодушие к нуждам и чаяниям инвалидов. Так случилось и с приравненной в правах к участникам Великой Отечественной войны Валентиной БУЦИНОЙ. Прокуроры выяснили, что ей уже больше полутора лет не начисляют пенсию. Оказывается, в декабре 2012-го истек срок действия ее удостоверения личности, и никто пальцем не пошевелил в интернате, чтобы помочь старушке оформить новый документ!
А недвижимость инвалидов - лакомый кусок для их родственников. И это уже стало, увы, притчей во языцех. О множестве таких историй не раз рассказывала наша газета. А вот несколько примеров из прокурорской практики Армана Джаксалыкова.
Инвалид КУЧЕРЯВЫЙ имел долю в квартире престарелой матери, однако та без разрешения органа опеки каким-то подозрительным образом это жилье продала. Мать инвалида найти не удалось. Надзорный орган подал иск на возвращение ему квартиры, сейчас дело рассматривается в суде.
У двух инвалидов ТЕРЁШКИНЫХ умирает мать, и они становятся собственниками ее квартиры. Однако объявляются родственники, которые “помогают” определить их в интернат, а квартиру продают. Дело по этому факту сейчас также находится в суде.
Гражданка УСТИНКИНА после смерти отца решила оформить на себя принадлежавшее ему неузаконенное домостроение. Женщина оформила недвижимость на себя, “забыв” про сестру, которая находится в интернате. Позже женщина приходила в прокуратуру, плакалась, что сделала это по незнанию...
Прокуроры также выяснили: у пяти человек, живущих в интернате, есть имущество, но районные акиматы не наложили на них обременения. Значит, в любой момент на это жилье могут найтись новые хозяева.
И напоследок... В распоряжении прокуратуры попали фото и видео, снятые, по всей видимости, сотрудниками интерната: люди с умственными отклонениями во время припадков. Есть и вовсе ужасающие кадры, когда один инвалид откусывает у другого ухо. Надо ли говорить, что подобные фото- и видеосъемки не вполне нормальных людей - вмешательство в их частную жизнь и нарушение врачебной тайны. Авторов скандальных материалов не нашли, но провели с персоналом учреждения строгую беседу.
А сколько таких примеров по стране?

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть