8944

Военная авиация уходит в пике

За три недели до своей гибели Ерлан Науанов экстренно посадил в Китае аварийный Су-27

Вся техника казахстанской армии должна быть проверена на функциональность. Причем ревизию должна провести независимая от Министерства обороны комиссия. Такое мнение в интервью газете “Время” высказал член РОО “Совет генералов” Махмут ТЕЛЕГУСОВ, комментируя недавнюю катастрофу самолета Су-27 с бортовым номером 50, в которой погибли высококлассные пилоты Ерлан НАУАНОВ и Денис ГОРБУНОВ.

В минувший четверг бывший военный летчик, ныне - депутат мажилиса Мухтар АЛТЫНБАЕВ заявил: в стране дала сбой система безопасности, причем как в гражданской авиации, так и военной. К такому выводу экс-министр обороны пришел после череды авиакатастроф, случившихся в республике в последние годы.
С гражданской авиацией все более-менее понятно: европейцы еще пять лет назад выявили массу недостатков в обеспечении безопасности полетов в пассажирских авиаперевозках, за что и включили нашу страну в свой “черный список”, и сейчас отечественные чиновники-транспортники постепенно наводят там порядок.
А что же с самолетами военной авиации и других силовиков?
- С оценкой Мухтара Капашевича как опытного специалиста, до тонкостей знающего состояние боевой техники в нашей армии, я вполне согласен, - говорит генерал Телегусов. - Крушения военных самолетов в Казахстане случаются с печальной регулярностью. Наверное, в этом есть какая-то причина, до которой следственные группы и правительственные комиссии, видимо, не докапываются. А если и докапываются, то умалчивают, поскольку зависимы и их выводы могут очень болезненно отразиться на карьерах руководителей оборонного ведомства.
Да, сейчас рано делать выводы о последнем крушении: черные ящики Су-27 только найдены, расследование началось. Но в то же время я, возможно, забегая вперед, хочу выразить пожелание: если мы хотим покончить с авариями и катастрофами, нам необходимо создать независимую комиссию, которая объективно оценит все причины инцидентов.
- Вы предлагаете проверить все самолеты, состоящие на вооружении?
- Надо проверить состояние и эксплуатацию не только военной авиации, но и всей техники и вооружения! В мае этого года я в своем обращении к Совету безопасности страны обосновал причины низкого технического состояния военной техники нашей армии и просил рассмотреть пути их решения на заседании комитета сената по международным делам, обороне и безопасности.
Опыт Украины весьма показателен. Президент этой страны Петр ПОРОШЕНКО на днях заявил: хотя армия Украины была укомплектована согласно штатному расписанию, на деле многие боевые машины были похожи на консервные банки. Потому что за 20 лет их никто толком не ремонтировал - просто смазывали, подкрашивали... Такие моменты вполне возможны и у нас. Да о чем мы говорим! Международные эксперты в мировых рейтингах отводят нашим Вооруженным силам 80-е место. Это должно настораживать.
- Но, по официальным данным, наша техника регулярно проходит капремонт. Ту же разбившуюся “сушку” чинили пять лет назад в Белоруссии...
- На ремонт военной техники нужно обратить особое внимание. Где он проводится? Имеется ли лицензия у фирм, которые устраняют поломки? Не используют ли они контрафактные запчасти? Сейчас есть данные, что разбившийся самолет модернизировали на Украине, а ремонтировали в Белоруссии. Уже есть вопрос: производство этих самолетов находится в России, значит, вся конструкторская и ремонтная база сосредоточена там...
СМИ, в том числе и ваша газета, неоднократно сообщали, что ремонт некоторой нашей техники проводился только на бумаге. А это - коррупционная составляющая. За это некоторые офицеры уже попали под уголовное преследование. Но военнослужащие по-прежнему гибнут, дети остаются сиротами. Считаю, что комплексная комиссия, независимая от Министерства обороны, должна проверить и эти моменты, - подытожил Махмут Утегенович.
К слову, за последний месяц это уже второе происшествие с казахстанским Су-27. Возвращаясь из КНР с совместных учений стран-участниц ШОС, экипаж, правда другого самолета, вынужден был 2 сентября совершить аварийную посадку в аэропорту китайского города Ичуань. Военные генералы из Астаны причину экстренного приземления многоцелевого истребителя объяснили неполадкой в левом двигателе. Тогда никто из них не назвал имя пилота. Сообщаем: за штурвалом той самой боевой машины находился... командир воинской части 21751 подполковник Ерлан Науанов! В тот сентябрьский день он, возможно, сотворил чудо. После оперативного ремонта борт вновь поднялся в небо.
И еще один штрих к портрету отважного летчика.
- 23 сентября мы снимали репортаж о том, как пилоты-асы готовят молодых офицеров к первым самостоятельным полетам с применением боевого оружия, - рассказала нам корреспондент алматинского областного телеканала “Жетысу” Назгуль БОШАН.
Вот в кадре командир в/ч 21751 Ерлан Науанов: говорит о своем служебном долге перед Родиной, о воспитательной работе, которая проводится на авиабазе, о подготовке молодых кадров.
- В память о всех авиаторах, которые служили на земле Семиречья, на днях мы открыли памятную стелу. Мы хотим сказать, что авиация Казахстана была и будет надежно охранять воздушные рубежи нашей родины, - сказал он на телекамеру и гордо улыбнулся.
А один из близких друзей командира Талдыкорганской авиабазы сообщил, что в тот злополучный день, 23 сентября, Ерлан Науанов передал свой любимый борт №11 молодому пилоту, а сам сел за штурвал самолета №50. В этот раз чуда не произошло...
В минувшую пятницу семьи погибших командира воинской части 21751 Ерлана Науанова и начальника штаба Дениса Горбунова посетил аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ, выразил соболезнование вдовам пилотов Магрипе САРКЫТОВОЙ и Любови ГОРБУНОВОЙ. У Ерлана Науанова остались четверо несовершеннолетних детей, маленькой дочке еще нет и четырех месяцев, у Дениса Горбунова - двое сыновей 15 и 5 лет.
Акимат Алматинской области принял решение выделить семьям погибших пилотов квартиры и по 2 млн. тенге материальной помощи.

Упавшую “сушку” искали не долго...

Ерлан НАУАНОВ с женой и детьми.

Аким Алматинской области Амандык Баталов (на снимке - второй слева) соболезнует вдове Дениса Горбунова.

Виктор БУРДИН, Алматы, Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото Сандугаш Дуйсеновой и из архива семьи Науанова, Талдыкорган

А тем временем

Согласно Закону “О воинской службе и статусе военнослужащих”, семьи погибших при исполнении служебных обязанностей летчиков Су-27 получат компенсацию в размере пятилетнего денежного содержания. Кроме того, государство возьмет на себя расходы, связанные с похоронами пилотов.

Поделиться
Класснуть

Свежее

Путь к мировым стандартам или к обреченности? Угол зрения
Путь к мировым стандартам или к обреченности?

Ережеп Мамбетказиев: Я поддерживаю тезис президента о том, что “без науки страна обречена”, но хочу развить его дальше. Меня настораживает чрезмерное стремление правительства управлять научными процессами...

26
Битва за камень Страна легкого поведения
Битва за камень

Центр павлодарского Баянаула задумали застроить коттеджами. При этом фундамент под будущие строения лили под покровом ночи, заведомо зная об уже принятом на тот момент решении приостановить строительство ввиду отсутствия необходимых разрешительных документов.

86