16497

Обмен как обман

Казахстанские автосалоны начали активно предлагать воспользоваться услугой trade-in. Сколько дадут за подержанную машину в автосалоне, выгодно ли это и какие процедуры придется пройти? В тонкостях trade-in по-казахстански попытался разобраться наш корреспондент.

Trade-in - это схема, при которой автосалон принимает ваш старый автомобиль в зачет стоимости нового. Программа начала активно действовать в Казахстане только в этом году, после того как было отменено двойное налогообложение в этой сфере. Раньше дилерам приходилось сначала платить налоги, покупая старый автомобиль, а потом продавая новый. Такие крайне невыгодные условия тормозили развитие trade-in в нашей стране. И вот ситуация изменилась. Представители казахстанского автобизнеса теперь с оптимизмом прогнозируют рост продаж новых автомобилей при помощи этой системы. Рекламные баннеры гласят: благодаря trade-in люди смогут сэкономить время и нервы - не нужно стоять на автобарахолке, достаточно приехать в салон и сдать свою машину. Все хлопоты возьмут на себя профессионалы. Все сделки прозрачны и безопасны. Звучит весьма заманчиво. А что на деле?
Звоню одному из официальных дилеров, предлагающих автомобили российской сборки, пытаюсь обменять свою старенькую “тойоту” на новое авто. Через пару минут выясняется, что они принимают только машины тех марок, которые представлены в их салоне. Причем на сайте выставлен еще ряд ограничений: для LADA - возраст до трех лет или 50 000 километров пробега, для иномарок - до пяти лет или 90 000 километров на колесах. По сути, услугой могут воспользоваться только бывшие клиенты этого же салона. Нахожу в Интернете объявление о продаже авто, аналогичного представленному в салоне “шевроле круз” российской сборки. За автомобиль 2011 года выпуска с пробегом чуть более 30 тысяч километров хозяин просит 17,5 тысячи долларов. Чтобы узнать, сколько все-таки предложат за подержанную машину, еще раз звоню в салон.
- Я бы хотела узнать об услуге trade-in. У меня “шевроле круз”, - нагло вру в трубку.
Тут же следуют вопросы о годе выпуска, пробеге, объеме двигателя.
- Салон кожаный? - почему-то уточняет мой собеседник.
Отвечаю утвердительно и жду, что будет дальше.
- Угу... Вообще можно посмотреть. Примерная оценка будет составлять 12 тысяч долларов.
- Она стоит 17 тысяч, ну минимум 16, - проявляю недовольство.
- У нас на 20-30 процентов ниже рыночной стоимости, - слышу в ответ.
Что еще нужно сделать, чтобы стать редким при наших условиях обдираловки участником программы trade-in? Загнать чистый - этот пункт все подчеркивают особенно - автомобиль на диагностику в дилерский центр. За нее, кстати, придется выложить девять тысяч тенге - еще одно далеко не самое привлекательное для потенциального клиента условие. Если и после этого вы все еще хотите сдать свою старую машину, приезжайте в салон, где ее тщательно проверят. Если специалистов все устроит, заранее предложенную цену - те самые 12 тысяч долларов за авто стоимостью 17,5 тысячи, зафиксируют, нет - снизят еще.
- У вас есть оборудованная площадка, на которой представлены автомобили, купленные по trade-in? Может, мне туда приехать посмотреть? - запускаю последний пробный шар.
- Стоянка есть, но там стоит всего один автомобиль, ведь мы только начали работать, - подытоживает мой собеседник.
Звоню еще в один салон, предлагающий купить по системе trade-in японские автомобили. Здесь примут машину любой марки, даже возраст не имеет принципиального значения - главное, ее состояние, хотя с большим предпочтением у вас заберут авто не старше 12 лет.
- У меня “тойота хайлендер” 2002 года, - пробиваю почву.
Такой вариант моего собеседника вполне устраивает.
- Сначала менеджеры по продажам проведут визуальную оценку, - обрисовывает схему представитель салона. - Посмотрят на сайтах по продажам автомобилей среднюю рыночную цену на эту машину. В любом случае мы сможем вам предложить сумму на 15 процентов ниже рыночной. Если вас все устроит, мы загоним авто на сервис и посмотрим его состояние более тщательно. Если машина требует больших вложений - это минус в цене. Бывает, что мы вовсе отказываемся от ее покупки.
- То есть если на рынке машина стоит 20 тысяч долларов, вы за нее дадите только 15? - уточняю.
- Да, - следует неутешительный ответ.
К пока новой для нас услуге потребители за рубежом уже давно привыкли. Например, производители старушки-Европы, в частности Германии, продают по системе trade-in до 80 процентов новых автомобилей. В соседней России, где схему “сдал старую машину - получил взамен новую” запустили несколько лет назад, цифры более скромные - около пяти процентов от общего рынка. Казахстанские специалисты прогнозируют, что примерно такого же уровня сможем достичь и мы. Правда, сейчас, судя по всему, нам и до этих, прямо скажем, незаоблачных показателей как до Москвы пешком. Официальных данных, касающихся количества подобных сделок в Казахстане, нет, но судить о ситуации все-таки можно - trade-in в нашей стране пока в зачаточном состоянии. И разовьется ли он - вопрос открытый.
- Те условия, которые сегодня предлагают автосалоны, не устраивают потребителей, - считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ. - Поэтому пока никто всерьез не рассчитывает на trade-in, и это касается обеих сторон - и продавцов, и покупателей. Да, двойное налогообложение отменили - и это хорошо. Но основная проблема в том, что салоны оценивают машины намного дешевле их реальной стоимости. Понятно их желание заработать, но какой смысл автомобилисту отдавать свою машину за такие деньги? Для большинства наших граждан разница в три, пять, а то и семь тысяч долларов, которая может быть между рыночной ценой и той, которую предлагают в салоне, - очень существенные деньги. Люди готовы тратить и свои нервы, и свое время, продавая машину самостоятельно. Тем более сделать это сейчас не так уж и трудно - достаточно подать объявление на специализированные сайты. Вот и получается знакомая ситуация: верхи не могут, низы не хотят. Чтобы изменить ее, как ни крути аппетиты наших официальных дилеров должны стать умереннее, иначе система не заработает. Западный потребитель, который ею пользуется, теряет в цене машины 5-10, а наш - до 30 процентов.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть