3971

ТРУДности бытия

“От каждого - по способностям, каждому - по труду” - этот социалистический принцип распределения, взятый на вооружение еще на заре советской эпохи, вдруг вновь стал актуальным. На днях президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО одобрил идею вернуть в законодательство норму о наказании за тунеядство. Многие в Казахстане тут же напряглись: учитывая будущие очень тес­ные интеграционные процессы с Белоруссией, не пойдем ли мы по пути дружественной страны?

“Хотите вернуть понятие “тунеядство” - возвращайте! Это будет понятнее для народа. Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию”, - так Батька прокомментировал предложение главы МВД Белоруссии Игоря ШУНЕВИЧА ввести в Кодекс об административных правонарушениях норму, которая позволит привлекать к ответственности умышленно не работающих граждан.
Лукашенко подчеркнул: “Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать. До 1 января принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!” - поручил он.
Думаете, о подобном никто не думает в Казахстане? Ошибаетесь! Весной этого года аким Жангалинского района Западно-Казахстанской области Лавр ХАЙРЕТДИНОВ тоже предложил в законодательном порядке наказывать за тунеядство. Подвигло чиновника к этой идее упорное нежелание определенной части населения самим добывать себе средства к существованию. Они, по мнению акима, предпочитают получать пособия по безработице, отвергают невыгодные предложения биржи труда и вообще ведут себя как капризная невеста.
Учитывая, что в нашей стране некоторые неожиданные инициативы “снизу” становились законодательными нормами, не далек ли тот час, когда наказание за “социальный паразитизм” и в Казахстане станет реальностью? Об этом мы спросили наших экспертов.
Владислав КОСАРЕВ, депутат мажилиса, коммунист:
- В Казахстане о тунеядстве не может идти речи потому, что у нас не все граждане могут найти работу. В Казахстане одних самозанятых 2,6 млн. человек - все это люди, не привлеченные в наемном труде. Плюс в Казахстане сотни тысяч безработных. И не работают они не от хорошей жизни. Потому вводить норму о тунеядстве не вижу необходимости. А вот когда у нас будут открыты возможности для полной занятости всех трудоспособных граждан, тогда надо бороться за то, чтобы они не сидели сложа руки. Я вам больше скажу: привлекать к ответственности за тунеядство может только та страна, в которой социальное положение людей довольно высокое. Значит, у человека есть на что жить, не последний кусок у него в доме доедают.
- А если у меня есть акции или депозит в банке, и на эти проценты я живу - почему меня должны заставлять работать?
- Для того чтобы человек был приобщен к развитию страны и экономики, он должен в какой-то форме работать и нести нагрузку со всем обществом. А если он бе­зучастен, то не стремится обогатить страну и вносить свой личный вклад в развитие экономики. Это неправильно.
В советское время труд высоко ценился по зарплате. Надо, чтобы и сегодня цена труда была достаточно высокой. Чтобы человек знал: если он поработал в поте лица, то и получит хорошо. А у нас сегодня сколько ни работай - хозяин даст столько, сколько посчитает нужным. И еще скажет: иди и не мурлыкай, не хочешь столько получать - свободен. Государство должно эту проблему решить.
Светлана ВИТКОВСКАЯ, адвокат:
- Законы как в зеркале отображают то, что происходит в стране. Чем благополучнее страна, тем лучше и демократичнее в ней законодательство. Мне сложно сказать, какая сейчас ситуация с безработицей в Белоруссии. Но введение нормы, определяющей наказание за тунеядство, отражает состояние дел в Белоруссии.
Появление такой статьи в Казахстане недопустимо. Хотя в мес­тах не столь отдаленных вопреки Конституции Казахстана наших граждан заставляют работать. Так, согласно 99-й статьи Уголовно-исполнительного кодекса, “все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения”. И если осужденный откажется от предложенной ему работы, то получит взыскание. Среднестатистический гражданин Казахстана думает, что это правильно, что осужденные не должны просто так есть казенный хлеб, что принудительный труд в зоне - это логичное наказание. Люди не осознают, что осужденный уже наказан лишением свободы.
Кстати, принудительный труд давно запрещен рядом международных документов, ратифицированных Казахстаном. Но пока он сохраняется в отношении осужденных людей, тревожно и за всех нас.
В последнее время во многих странах наметилась тенденция, когда больше думают о форме, а не о содержании. Если в Белоруссии хотят добиться, чтобы все работали в едином трудовом порыве, то добьются формы, сводок и отчетов, а не содержания, то есть возможности свободно и качественно трудиться. Безработицу такая норма закона решит только на бумаге, а не в сути.
Мурат МАШКЕНОВ, генеральный секретарь конфедерации труда:
- К этому вопросу, кроме как с юмором, отнестись невозможно. Потому что нельзя сопоставлять социально-экономическую и политическую обстановку в Белоруссии и Казахстане. В отличие от нашей страны Белоруссия сохранила советские традиции и формы отношений. Я был в Минске неделю назад и еще раз убедился в этом. Там, например, сохранились колхозы, совхозы и другие формы бригадного подряда. Там по-прежнему применяют коэффициент трудового участия при начислении заработной платы. Исходя из этого президент Лукашенко, наверное, прав.
С другой стороны, на дворе XXI век, и штрафовать человека за тунеядство с точки зрения логики и философии абсурдно.
Мы выбрали рыночный путь развития, а в нем принцип: выживает сильнейший. И законы капитализма принуждают человека работать не через силовое принуждение, а через осознание необходимости трудиться. Как можно заставлять человека делать то, что обеспечивает ему кров, уют, тепло, ему и его семье материальные блага?
Но при этом я бы считал большим благом наличие социальных лифтов, которые были в советское время. Например, раньше молодые люди, закончившие вузы, получали направление на работу на конкретное предприятие. У каждого человека были перспективы рос­та, но не по указке, а по профессиональному мастерству. Этого нам сейчас не хватает.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира Третьякова, Алматы

Только цифры

- Уровень безработицы в Казахстане по состоянию на сентябрь 2014 года 5 процентов. Согласно статданным, численность безработных составила 458,1 тыс. человек. Официально на конец сентября 2014 года в органах занятости в качестве безработных были зарегистрированы 55,9 тыс. человек. Доля зарегистрированных безработных составила 0,6 процента от экономически активного населения (ЭАН). Уровень скрытой безработицы в стране в минувшем месяце, по оценке статкомитета, составил 0,3 процента от ЭАН.
- В экономике республики в сентябре 2014 года, по оценке, были заняты 8,7 млн. человек. Численность наемных работников в указанном периоде составила 6,1 млн. человек (70 процентов от общего числа занятых).

Поделиться
Класснуть