5564

Кредит недоверия

6 процентов годовых - такую ставку по ипотечному кредиту на покупку недвижимости в Казахстане вместо нынешней средней в 18 процентов предлагают ввести руководители нескольких строительных гигантов страны. Они хотят, чтобы государство изменило правила игры на рынке недвижимости.

На минувшей неделе в Астане прошел первый Евразийский конгресс строительной отрасли. Говорили на нем много и по существу. Но, пожалуй, самым любопытным и резонансным оказалось обсуждение банковских процентов по ипотеке.
- Требуется создание механизмов государственного субсидирования по ипотечным кредитам. Это целевое фондирование банков второго уровня под 4 процента на 20 лет и более. Ипотека для конечного потребителя должна быть от 6 процентов на 20 лет и более, - заявил президент группы компаний “Элитстрой” Кайрат ОРАЗБЕКОВ.
Директор холдинговой компании “Базис-А” и по совместительству председатель комитета строительства, производства строительных материалов и ЖКХ Нацпалаты предпринимателей Александр БЕЛОВИЧ вторил коллеге: кредитование заемщиков не под 15, а, к примеру, под 5-7 процентов годовых будет способствовать естественному снижению цен на рынке.
- Мы говорим о долгосрочном и полноценном рыночном механизме, в котором государство выступает в качестве одного из участников рыночных отношений. Ипотечное кредитование физических лиц под более низкие ставки - в 2-3 раза ниже, чем у коммерческих банков, приведет к тому, что ежемесячные погашения ипотечных займов будут обходиться заемщикам дешевле, - отметил Белович. - Нам нужно через Нацпалату убедить государство предоставить банкам второго уровня возвратные деньги для обеспечения желающих людей жильем.
Учитывая, что вышеназванные спикеры возглавляют ведущие в строительной отрасли компании, вполне возможно, что идеи Оразбекова и Беловича всерьез рассматриваются на государственном уровне. А посему мы попросили наших экспертов прокомментировать выступления строителей.
Эдуард ЭДОКОВ, гендиректор международного риелторского агентства (на снимке):
- Сегодня в Европе, в частности в Испании, ипотеку можно взять под 2,5-4 процента годовых. В евро. А если и казахстанцы смогут брать ипотечные кредиты по ставке не выше 5 процентов годовых без всяких дополнительных скрытых платежей, это будет замечательно. Но, полагаю, в нынешних экономических условиях это не более чем фантазии. Если строители хотят, чтобы убытки банков покрывались за счет государства, то из каких средств? Это же колоссальные деньги! Боюсь, бюджет не потянет не только подобные возможные затраты, но и даже нынешние будут секвестировать. Да, возможно, снижение ставок по ипотеке стало бы толчком для строительной индустрии, которая была мощным локомотивом экономики в тучные годы. Но я сомневаюсь, что государство пойдет на такие шаги.
Не стоит также забывать: если кредиты будут более доступными, то люди начнут активнее скупать недвижимость. Так как стройка сейчас идет ни шатко ни валко, увеличенный спрос при стабильном предложении, скорее всего, приведет к росту цен на жилье.
Серик СЕЙДУМАНОВ, депутат мажилиса (на снимке):
- В Казахстане растет число ветхих домов и недвижимости, состояние которой близко к аварийному. Те же микрорайоны, которые строились на 30 лет, стоят уже 50. Потому стране необходимы миллионы новых квадратных метров, и любые жилищные программы - это благо. Поэтому идею о снижении ипотечных ставок я поддерживаю. Но надо искать правильные механизмы ее реализации.
Не стоит забывать, что в стране очень низкая платежеспособность населения. Потому одно лишь понижение ставок на ипотеку не решит проблему с жильем большинства населения. Ведь когда мы говорим об ипотеке, то подразумеваем, как правило, граждан среднего класса или чуть ниже. А ведь есть другие категории людей, которым не будет доступно жилье даже по сниженным процентам - это в том числе молодые семьи, инвалиды, семьи, потерявшие кормильца, или люди, ставшие нетрудоспособными. Поэтому нужно развивать другие виды жилья, в том числе социальное - арендное, общежития и т.д.
Магбат СПАНОВ, экономист (на снимке):
- Если поставить целью снижение процентов по ипотеке, принять комплекс нормативных и законодательных актов, создать соответствующие условия, то ничего невозможного нет. Правда, при реализации этой идеи, которая выглядит красивой и заманчивой, возникнет много проблем. Так, чтобы эта программа реально заработала, нам нужен сильный тенге. Надо, чтобы не было резких девальвационных колебаний. Требуется, чтобы инфляция шла в рамках заданного коридора. В общем, макроэкономическая ситуация в стране должна быть стабильной. Но пока, к сожалению, таких условий нет. Это связано с тем, что, во-первых, мы сильно зависим от России, а во-вторых, тенге - очень слабая валюта, которая как субъект экономических взаимоотношений непривлекательна. Поэтому наша экономика долларизирована, по разным оценкам, на 40-70 процентов. И наличных денег в обороте в Казахстане не хватает.
Лет восемь назад эксперты прогнозировали: чтобы обеспечить жильем всех казахстанцев, в течение 20 лет мы должны строить не менее 10 млн. квадратных метров жилья ежегодно. Но даже во время строительного бума до кризиса мы строили всего 6-7 млн.
Я считаю, к снижению ипотечных ставок мы можем приступить при оптимистичном прогнозе к 2020 году, при реальном - к 2025-му, не раньше. А пока казахстанцам остается просто, извините, пахать.
Александр КАЛИНИН, зам­председателя президиума, председатель экспертного совета Республиканской палаты оценщиков (на снимке):
- О том, что сейчас говорят строители, я твердил еще 6 лет назад. Дело в том, что 6-6,5 процента - это среднемировая ставка по ипотеке при среднем сроке кредита от 8 до 12 лет. Однако нет такой мировой практики, когда государство доплачивало бы банкам разницу. Я понимаю, что у нас инфляция выше этой ставки. Но, считаю, финансисты сами должны выкручиваться. Однако у нас не страховые компании, не строители, а банки всегда на особом счету - все страдают, кроме них. Хотя, по идее, все должны солидарно разделять риски.
Другое дело, что разница в процентных ставках не имеет принципиального характера, когда в стране кризис. Ведь покупательская способность нынче минимальная. И какая разница, какой процент по кредиту, когда человеку невозможно собрать деньги даже на первоначальный взнос или подтвердить свои доходы. Для кого тогда такая ипотека сейчас может быть реальной? Разве что для служащих госсектора, которые имеют стабильный подтвержденный доход. Но и их количество сокращается. Поэтому сказать, что уменьшение ставок резко подстегнет рынок - это вряд ли.
В то же время уменьшение ставок сделает жизнь многих проще, конечно. Ведь когда ты взял квартиру под 15 процентов годовых на пять лет, то в таких жестких условиях приходится себе во всем отказывать и работать только на кредит. Отсюда и возникает пресловутая ипотечная усталость. А вот когда ипотеку берешь на 20 лет под 6 процентов, то можно и карьеру спокойно делать, и детей заводить.
В общем, идея снижения ставок хорошая. Но говорить, что за счет нее сразу много людей получат возможность приобрести жилье, не приходится.

Виктор БУРДИН, фото Романа Егорова и Владимира Третьякова, Алматы

Поделиться
Класснуть