4208

6000 метров преткновения

Активисты движения “Защитим Кок-Жайлау”: нас лишают чистого воздуха!

Вчера в Алматы состоялись общественные слушания по проекту строительства автотрассы, которая должна соединить мегаполис с будущим горнолыжным курортом “Кок-Жайлау”.

Согласно расчетам, дорога протяженностью чуть-чуть больше 6 км, которая проляжет по территории Медеуского и Бостандыкского районов южной столицы, обойдется республиканскому бюджету в 16,5 млрд. тенге. Для ее строительства необходимо будет снести 10 жилых и 8 нежилых объектов. Начать работы, которые ориентировочно займут два года и восемь месяцев, предполагается во втором квартале 2016 года. Дорога будет пролегать по ныне существующей, местами маршрут ее изменен с учетом рельефа, из соображений селезащиты и т. д.
Трассу планируется сделать двухполосной, ширина проезжей части составит от семи до девяти метров, тротуаров - от полутора до 2,25 метра. Проект предусматривает также строительство семи автодорожных мостов, одного - для защиты деривационного канала ГЭС-5, одного технологического моста для коммуникаций, а также 22 водопропускных труб и 3372 метров подпорных стен. На участках с наибольшим уклоном планируется построить несколько аварийных съездов. Кроме того, вдоль дороги появится четыре площадки для кратковременного отдыха с беседками, столами, скамейками, мусорными баками и туалетами.
Что касается воздействия дороги на окружающую среду, то оно складывается из нескольких параметров, из которых участники слушаний обратили внимание на следующие.
На атмосферный воздух в период строительства будут влиять 98 источников выбросов загрязняющих веществ 12 наименований (оксиды железа, азота, углерода, метилбензол, фтористые соединения и т. д.), а также неорганическая пыль в концентрациях, не превышающих предельно допустимые показатели. В период эксплуатации в воздух будут попадать диоксид азота, серы, формальдегид и другие вредные вещества - впрочем, как в районе любой автодороги. В целом же, по оценкам проектировщиков, воздействие на атмосферный воздух будет незначительным.
Зато весьма серьезно будет затронут растительный покров - проектом запланирован снос 1361 хвойного дерева (тянь-шаньская ель), 12 хвойных кустарников, 3283 лиственных деревьев и 15 855 лиственных кустарников. Предусмотрена и санитарная рубка 139 хвойных, 609 лиственных деревьев и 20 кустарников. Кроме того, в зону строительства попадает и подлежит сносу 48 000 квадратных метров разнотравья из дикорастущих цветущих, лекарственных и пряных трав, 1200 квадратных метров папоротника, 2400 квадратных метров седума, 24 053 квадратных метров дикой и пневой поросли и 492 квадратных метра молодняков. Компенсационные посадки составят 4500 хвойных деревьев, 11 666 лиственных, 36 хвойных кустарников и 47 625 лиственных, а также 48 000 квадратных метров разнотравья, 1200 метров папоротника и 2400 метров седума. Частично растения будут высажены вдоль дороги в рамках озеленения, частично - в тех местах, которые определит Иле-Алатауский национальный парк.
Строительство дороги на Кок-Жайлау может также оказать негативное воздействие на водные ресурсы, которое предполагается минимизировать за счет сбора и очистки дождевых и талых вод с поверхности дорожного полотна, устройства арычных лотков, водопропускных труб и других сооружений. А ущерб земельным ресурсам проектировщики хотят компенсировать путем восстановления почвенного покрова и озеленения придорожной полосы.
В целом же воздействие на окружающую среду не будет катастрофическим, утверждают авторы проекта. Наоборот, по их заверениям, есть много плюсов, которые положительно повлияют на транспортную, природную, социальную и экономическую ситуацию города.
С этим согласны и сторонники строительства горнолыжного курорта, а также жители поселков, расположенных вдоль дороги.
- Я более 40 лет хожу по горам, - заявила пенсионерка Магдалина ТАКСИДИ. - И если сравнивать с Шымбулаком, то Кок-Жайлау для лиц, которые не могут ходить в высокогорье, очень благодатный. Вдоль дороги запланированы тротуары, и мы, люди, которые не имеют возможности заниматься спортом профессионально, можем там отдыхать. И самый главный момент: сегодня на Кок-Жайлау под каждым кустом - туалет. Мы туда по инициативе руководителя “Зеленого спасения” Сергея КУРАТОВА несколько раз ездили и убирали мусор, по пять-шесть тонн груза вывозили...
Последние слова пенсионерки потонули в гуле возмущения членов движения “Защитим Кок-Жайлау”. “Неправда!”, “Ложь!”, “Сколько вам заплатили за это выступление?!” - выкрикивали активисты. “Зеленые” уверены, что строительство курорта губительно отразится на экологической ситуации в регионе и лишит алматинцев излюбленного места отдыха. Ведь далеко не все имеют финансовую возможность кататься на лыжах и сноубордах, а многие желают просто провести время на лоне дикой природы. Кроме того, люди считают, что деньги, запланированные на строительство “Кок-Жайлау” и ведущей к нему дороги, можно потратить с большей пользой.
- Я против того, чтобы государственные деньги в момент кризиса тратились на ненужные развлечения, - сказала участница общественных слушаний Лидия ВАЩЕНКО. - Разве у нас в стране все хорошо? Не хватает детских садов, школ, урезаются зарплаты. Разве те 16 миллиардов, которые выделяются на строительство дороги, некуда больше деть?!
Пошумев, чиновники и активисты разошлись по своим делам.
Мы же в завершение позволим себе небольшое “лирическое” отступление. На этот раз организация общественных слушаний, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Маленькое полуподвальное помещение гостиницы “Астана” не смогло вместить и половины всех желающих, а эмоциональная обстановка в зале была накалена до предела: между сторонниками и противниками строительства горнолыжного курорта “Кок-Жайлау” то и дело вспыхивали перепалки. Духота в зале заставляла народ то и дело выбегать на улицу подышать, а звук был настолько ужасным, что уловить можно было только отдельные слова, произнесенные выступающими, да и то если у спикера нет проблем с дикцией. Уловить суть разработанного ТОО “Казахский промтранс­проект” проекта оценки воздействия дороги на окружающую среду, который представил главный инженер компании Игорь СУХОВ (на снимке), в такой атмосфере было весьма проблематично. Благо организатор слушаний - управление автомобильных дорог Алматы - догадался заранее выложить на своем сайте все документы.

Мадина АИМБЕТОВА, фото автора и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть