5525

Всем стоять!

В этом году в центре Алматы практически не останется мест, где можно будет бесплатно припарковаться. И это лишь один из моментов, который еще больше осложнит жизнь автомобилистов. Впрочем, проблемы с парковкой касаются всех казахстанцев. Недаром на минувшей неделе на нее обратили внимание даже депутаты. Они предложили разработать нормы по определению парковочных мест, учитывающие площадь и посещаемость объектов, возле которых они появляются.

Вместе с президентом ассоциации “Общая дорога” Арсеном ШАКУОВЫМ мы выезжаем в импровизированный рейд по улицам Алматы. Поднимаемся вверх по проспекту Абылай хана. На обочине сплошняком стоят машины, и не важно, есть ли разрешающий знак. Там, где можно осуществлять парковку только вдоль дороги, авто выстроились “елочкой”. Причем игнорируют правила дорожного движения не только автомобилисты, но и “зеленые жилеты”, которые предлагают им встать именно так.
- Я не раз подъезжал к парковщикам и спрашивал, почему они так делают, - комментирует увиденное Арсен. - Мне отвечают: “Так больше машин входит”. Их мотивация - заработать. Но я не понимаю самих граждан: ведь правила нарушаешь ты, и отвечать в случае чего придется именно тебе.
Недавно я наблюдала, как машины увозили на эвакуаторах адмполиции именно по этой причине. Дело было в самом центре города. Парковщик, который до того момента бойко руководил процессом и загонял машины “елочкой”, завидев полицейских, дал деру. Ради интереса мы снова подъезжаем к этому месту. Ситуация ничуть не изменилась. Пытаем­ся поговорить по этому поводу с местным парковщиком.
- Нам начальник разрешает так парковать, - с невозмутимым видом отвечает он. - У него с полицией договоренность. Не верите? Сами ему позвоните.
Набираем. Уличный бастык оказывается неподалеку и буквально через несколько минут подъезжает к нам.
- Договоренности с полицией? Нет, конечно, кто вам такое сказал? Вы, ребята, поймите, мы же для людей стараемся. Утром здесь паркуются те, кто работает рядом. Если их машины поставить вдоль обочины, остальным места не хватит. А людям тоже нужно где-то стоять.
Разговор, больше смахивающий на беседу по понятиям, заканчивается ничем. Парковать машины по правилам никто не собирается, а все из-за заботы об алматинцах. И ничего, что в результате оказывается перекрытой половина проезжей части.
- Я задавал вопрос руководству адмполиции: “Почему ваши сотрудники, которые проезжают мимо нарушителей, игнорируют машины, припаркованные во втором ряду, например”? - говорит Арсен. - Что мне отвечают? Наверное, они едут на вызов, их слишком мало. И с этим вроде не поспоришь. Но и наши люди слишком ленивы. Видишь припаркованный автомобиль, который перекрывает проезд остальным, позвони в дежурную часть, пусть пришлют эвакуатор. У нас же пока предпочитают этого не замечать и действуют по принципу: стоять можно и там, где это запрещено.

Оставят без альтернативы

Вопрос, когда в Алматы наведут порядок с парковкой, давно перешел в разряд риторических. Тема эта обсуждаемая и многострадальная, как и план организации сети платных паркингов в мегаполисе, благодаря которым горожане должны пересесть на общественный транспорт. О том, что он заработает и покроет собой всю территорию делового центра Алматы, говорят уже третий год. Но воз и ныне там. Большинство из 42 паркоматов, которые появились в городе в рамках первой очереди масштабного проекта, сейчас простаивают без дела. Какие-то успели покрыться слоем грязи, некоторые и вовсе разбиты. Оказались рентабельными лишь те, которые находятся возле городских базаров.
- Организацией этих паркингов занимались две компании. Сроки реализации проекта были прописаны в договоре, но ни одна из них фактически не справилась со своей задачей, - рассказал нашей газете заместитель руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Алмыты Еркебулан ОРАЗАЛИН. - Мы дали им возможность до 1 июня устранить все замечания. Если этого не произойдет, мы будем вынуждены искать других подрядчиков. Из-за чего возникли проблемы? В основном из-за того, что часть аппаратов была установлена там, где есть альтернатива платной парковке. Например, на одной стороне улицы Казыбек би стоит паркомат, а с другой его нет, и там можно спокойно поставить машину. Сейчас мы изу­чаем все эти вопросы и определяем места, где появятся дополнительные знаки “Остановка запрещена”.
- То есть проект продолжается?
- Да, более того, в прошлом году нам выделили еще 190 участков, на которых появятся платные паркинги. Устанавливать их до конца 2015 года будет казахстанско-турецкая компания, которая реализовывала подобные проекты в странах СНГ. Они охватят часть Бостандыкского, Медеуского районов и Алмалинский район. Плата за парковку не пересматривалась, она также будет составлять 100 тенге в час. Но этот подрядчик планирует устанавливать другое оборудование. В нем в отличие от того, что мы видим сейчас, не понадобится присутствие человека.
- Изначально речь шла о том, что 20 процентов от чистого дохода подрядчики будут перечис­лять в бюджет. Некоторые паркоматы все-таки заработали. На сколько они пополнили казну?
- За прошлый год сумма поступлений была небольшой - три миллиона 900 тысяч тенге. Многих возмущает тот факт, что мы передаем в распоряжение частным компаниям городскую землю. Но в проекте есть свои тонкости. Он на сто процентов финансируется за счет средств инвестора, который рискует своими деньгами. При этом в договоре есть такой пункт: через три года после начала реализации проекта подрядчик передает свое оборудование городу и уходит с этих участков. То есть он должен сначала потратиться на его оборудование, потом окупить проект да еще и заработать.
- Сколько в Алматы парковок, на которых стоят “зеленые жилеты”?
- Они обслуживают 75 автостоянок: 37 дневных и 38 ночных. Люди в жилетах - временное явление, думаю, что через год-два они вообще исчезнут, как раз тогда, когда заработают платные паркинги. Часть участков, на которых они стоят, вошла в те 190 участков, о которых я уже говорил. Мы называем цифру 75, но по городу таких стоянок гораздо больше, люди там работают нелегально. И это огромная проблема, с которой сложно справиться. Я бы хотел еще раз сказать горожанам: они не обязаны платить деньги за стоянку “зеленым жилетам”. Это дело сугубо добровольное. У нас еще не было ни одной жалобы на то, чтобы кто-то из них применил физическую силу в отношении того человека, который им не заплатил, или повредил его машину.

Полный список улиц, на которых в этом году будут установлены паркоматы, можно посмотреть ниже.

Не вставай! Разоришься!

Буквально перед новым годом в Алматы массово стали появляться знаки “Парковка для инвалидов”. Народ с интересом наблюдал, как южная столица превращается в город, ориентированный на потребности людей с ограниченными возможностями. Оказалось, что устанавливают их в рамках стратегического плана на 2014-2018 годы по программе оказания социальной защиты и помощи населению, который реализуется по всему Казахстану.
- Места для парковки людей с ограниченными возможностями были обустроены возле организаций, ориентированных на их обслуживание, - пояснил нам заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ. - Это учебные заведения, учреж­дения культуры, социальные организации, банки, почтовые отделения, крупные торговые центры. Всего в Алматы было установлено 8200 дорожных знаков и указателей.
По нашим данным, стоимость одного знака вместе с установкой обходится бюджету примерно в 60-70 тысяч тенге, так что деньги на преображение городских пейзажей ушли немаленькие. Впрочем, с весьма внушительной суммой могут расстаться и те, кто рискнул остановиться в зоне действия знака “Парковка для инвалидов”. За это в Административном кодексе предусмот­рен штраф 50 МРП - 99 100 тенге. Раньше такой статьи в законе вообще не было. Такой драконовский штраф полицейские преду­смотрели для того, чтобы у автолюбителей уж точно не возникало желания постоять там, где нельзя. Посмот­рим, оправдаются ли ожидания законотворцев.

Знаковая ситуация

Ставшую скандальной норму о запрете на парковку в местах, не оборудованных соответствующим знаком, пока не будут возвращать в закон. Об этом нам рассказал председатель комитета административной полиции МВД РК Игорь ЛЕПЕХА.
- Закон “О дорожном движении”, в котором была эта статья, вступил в силу через полгода после его подписания. Предполагалось, что за это время местные исполнительные органы и полицейские на местах создадут соответствую­щую инфраструктуру. Но время прошло, а условия никто не обеспечил. Именно поэтому мы были вынуждены ее отозвать. Вообще же я считаю, что это нужная норма, особенно в Алматы и Астане. С местами для стоянки в этих городах большая проблема - автомобилисты паркуются в неположенных местах, в два ряда, загораживая проезд другим и мешая работать коммунальным службам.
- Но ведь дело не в отсутствии знаков “Парковка”, а в нехватке мест для нее. Даже если знаки появятся, проблема все равно не решится.
- Когда я пришел на эту долж­ность, закон уже находился в мажилисе. Я считаю, что проблему можно было бы несколько конкретизировать: составить список тех магистралей, заторы на которых автоматически парализуют движение на прилегающих улицах, поставить на них знаки, запрещающие стоянку в определенные часы, сделать соответствующую разметку. Но это не было сделано. Наверное, эта норма чуть преждевременна.
Так что автомобилисты, особенно жители двух столиц, пока могут спать спокойно.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть