3569

Пора ударить по карману?

О том, как может измениться жизнь алматинцев, пользующихся личным и общественным транспортом, в интервью газете “Время” рассказал заместитель акима южной столицы Юрий ИЛЬИН (на снимке). 

- Юрий Викторович, вы постоянно говорите о том, что Алматы должен стать городом для людей, а не для машин. Вы сами верите в то, что когда-нибудь это может произойти? Ведь вам как представителю власти нужно сделать самое сложное - изменить сознание людей, которые уже привыкли к комфорт­ному личному автомобилю.
- Верю, и мы делаем первые шаги для того, чтобы это произошло. Никто не запрещает ездить на автомобиле, но нужно создать такие условия, чтобы общественный транспорт был в приоритете. Выехали на своей машине? Значит, будете использовать дороги, паркинги, которые обустроили и содержатся за счет бюджетных средств, тогда платите за парковку. Недавно в закон были внесены поправки, позволяющие городским властям определять те дороги, которые могут стать платными. Сейчас мы разрабатываем такой проект, касающийся участка Саина - Аль-Фараби - ВОАД (Восточная объездная алматинская дорога). Возможно, потом появятся и другие платные дороги. Некоторые вообще предлагают разделить Алматы на зоны или сделать платным въезд в город.
- Но ведь об этом говорили и раньше и пришли к тому, что данная мера неконституционна...
- Через несколько лет житель Алматы, выехав на отдых за город, будет попадать в платную зону. Практически все трассы, примыкающие к мегаполису - Алматы - Капшагай или Западная Европа - Западный Китай, будут платными. А почему в таком случае нельзя сделать платным и въезд в город? Но пока это только одно из предложений, которое позволит разгрузить город. Есть и конкретные планы, например, строительство автовокзалов на выездах из города, о которых я не раз говорил. Первый появится в западной части со стороны Калкамана и заменит автовокзал “Сайран”. Туда будет доходить ветка метро и ЛРТ - скоростного трамвая. На севере построим вокзал в районе поселка Первомайского, на востоке - близ Кульджинского тракта.
- Когда все это реально появится? Вы говорите об этих планах не первый год, но они так и остаются то ли на бумаге, то ли в головах сотрудников акимата. Есть что-то, кроме слов?
- Есть, конечно. По западному автовокзалу уже готово технико-экономическое обоснование. Если в этом году мы получим деньги на разработку проекта, то в следующем при наличии финансов сможем начать строительство.
- На это потребуется еще минимум год-два. Получается, в 2017-2018-м?
- Я понимаю, хочется, чтобы все было построено мгновенно. Но есть определенный регламент, процедуры, которые занимают немало времени.
- То есть та картинка, которую вы нарисовали, может воплотиться в действительность только после 2020 года?
- Если все будет спланировано и не будет проблем с финансами, все должно заработать к 2020 году.
- Был ли какой-то проект, на который вы делали ставку, но он себя не оправдал? Например, уже сейчас ясно, что, к радости горожан, оказалась провальной идея по созданию в Алматы сети платных парковок автотранс­порта.
- Я бы не сказал, что это провал. Просто наши благие, в общем-то, начинания были немножко упущены. Возьмем пример Москвы. Там создали специальное предприятие, которое жестко контролирует парковки. Те, кто не может платить, не оставляют там свои машины.
Методом уговоров мы ничего не добьемся, наши меры начнут действовать только тогда, когда они будут бить по карману горожан. По-другому ментальность изменить очень сложно.
Кроме того проекта, о котором вы говорите, есть еще один: мы разрабатываем концепцию внутридворовых автоматизированных многоярусных парковок, каждая из которых будет рассчитана на три тысячи мест. Их будут устанавливать в местах скопления машин, во дворах в центре города, там, где расположены административные здания, в спальных районах. То есть везде, где в этом есть необходимость.
- А во дворах места хватит?
- Вполне. По оценкам зарубежных специалистов, у нас достаточно широкие улицы и просторные дворы. Сейчас мы проводим необходимые расчеты, а потом будем искать инвестора, который захочет вложить в это деньги.
- Автолюбители - жители домов - должны будут покупать себе место на этой парковке?
- Да, пока у нас такое предположение. Все те меры, которые я уже перечислил, в комплексе и позволят разгрузить город от транспорта.
- А какие достижения есть у акимата в сфере развития общественного транспорта?
- Создание муниципального парка. Он показывает частным перевозчикам, что нужно задумываться о том, чтобы покупать новый подвижной состав. Сейчас у нас 13 частных компаний, думаю, к концу года их останется пять-семь, и только тех, кто хочет нормально работать. Конечно, еще много нареканий на качество обслуживания в автобусах. Люди хотят, чтобы проблемы решались мгновенно, как говорится, еще вчера. Критики достаточно. Иногда, конечно, становится обидно. Мы стараемся что-то делать, а водители наших автопарков совершают ДТП. Людям не объяснишь, что правила нарушает такой же обычный гражданин, как они. Но у нас всегда во всем винят акимат, потому что он где-то не дорабатывает.
Думаю, часть проблем, связанных с качеством обслуживания пассажиров, решит система электронного билетирования. Сейчас оборот средств, которые в год проходят через все автопарки Алматы, составляет примерно 12 миллиардов тенге. Практика показывает, что внедрение системы электронного билетирования позволяет увеличить количество оборотных средств до 30 процентов. Это как раз те деньги, которые уходят мимо касс предприятий, - огромная сумма.
- Как раз об этом я и хотела вас спросить. Вы говорите, что муниципальный парк - это достижение, но именно он и оскандалился в прошлом году, когда всплыли факты хищения 76 миллионов тенге. Виновных наказали?
- Мы тогда сделали определенные выводы, уволили целый ряд руководителей и еще больше внимания стали уделять проверкам в автопарках. В результате этой работы было возбуждено девять уголовных дел, в которых фигурируют водители автобусов и сотрудники компании, обслуживающей валидаторы. Они действовали по разным схемам. Забирали деньги из кейса или использовали разные устройства. Например, брали бутылку из-под лимонада, прикрепляли ее к днищу аппарата так, чтобы в нее попадала часть монет. Два человека уже осуждены на два года условно.
Такая борьба идет постоянно. Я не могу сказать, что мы победили это явление - у людей очень большой соблазн. Сейчас в городе 600 муниципальных автобусов, в которых установлены валидаторы. Мы все время говорим нашим гражданам: если аппарат не работает - не платите деньги водителю, потому что они осядут в его кармане. Водитель не имеет права выходить в рейс со сломанным валидатором. В общем, подобные неприятные случаи можно изжить только совместными усилиями.
До марта должна быть подготовлена концепция электронного билетирования, надеюсь, что к концу года система заработает.
- И мы опять столкнемся с трудностями?
- Конечно, они будут. Нужно будет пройти процесс адаптации, сделать все, чтобы у людей не возникало желания не покупать электронную карточку, а платить водителю за проезд. Вот мы, изу­чив опыт тех же москвичей, решили не устанавливать возле передней двери на входе в автобус и троллейбус турникеты, как это было сделано там. Это затягивает процесс посадки пассажиров. Все в какой-то степени будет рассчитано на честность и ответственность алматинцев. Зашел в автобус, приложил карточку к специальному устройству - и едешь до места. Конечно, на первых порах мы будем активно следить за процессом. Задействуем контролеров, которые будут работать в паре с представителями ДВД, так как по закону только полицейские могут штрафовать “зайцев”.
- Недавно вы говорили о том, что будете брать на работу водителей-иностранцев. Желающие уже есть?
- Мы приняли в муниципальный парк четырех водителей из Узбекистана. Недавно на нас вышло представительство Красного Полумесяца Таджикистана, они тоже готовы с нами сотрудничать.
- Но ведь алматинцы, для которых вы стараетесь, негативно отреагировали на эту новость. Народ рассуждает просто: к нам не поедут европейцы, а чем узбеки или киргизы лучше наших?
- Во-первых, сколько людей, столько и мнений, а во-вторых, где гарантия того, что коренной алматинец или европеец водит лучше, чем гражданин Узбекистана? Он получает зарплату, которая несоизмеримо больше той, которую ему могут предложить на родине, а значит, держится за это место. Подписывает документы, в которых говорится, что в случае ДТП его депортируют. Проходит проверку в миграционной полиции и сдает экзамены нашим полицейским, подтверждая свои водительские права. Мы же не берем его просто с улицы. Водители-иностранцы - абсолютно нормальная практика.
- Почему затянулись сроки сдачи двух станций метро? Речь шла о том, что это произойдет 1 декабря, сейчас власти города называют другую дату - апрель нынешнего года.
- Мы говорили, что до конца 2014 года завершатся строительные работы. Так и произошло. Сейчас идет процесс наладки и монтажа систем безопасности. Мы надеемся, что в апреле эти станции заработают.
Дальше мы будем продвигаться на запад. Следующая станция может появиться в районе парка Family, затем - на пересечении улиц Абая - Момышулы, после - возле седьмой горбольницы, а конечной остановкой станет автовокзал. То есть всего будет построено еще четыре станции.
- В какие сроки?
- Все зависит от финансирования. Но если все будет нормально, мы начнем эти работы параллельно со строительством вокзала.
- Вы как-то говорили о том, что иногда ездите в автобусе. Может быть, ввести эту практику на постоянной основе: заставить чиновников и руководителей автопарков пересесть на общественный транспорт? Они прочувствуют все прелести на себе, и тогда дело пойдет быстрее.
- Руководитель и сотрудники управления пассажирского транс­порта и так часто ездят на автобусах. А что касается меня... Ну вот представьте: сейчас я в Алатауском районе, а через полчаса должен быть в Медеуском, где меня ждут люди. Какая польза будет от меня, если я проеду на общественном транспорте, но при этом опоздаю на встречу?
- Значит, нужно сделать так, чтобы и вы могли ездить на общественном транспорте и при этом не опаздывать!
- Согласен! Но одно дело, когда человек использует машину только для того, чтобы доехать на работу, а вечером вернуться обратно, и совсем другое - когда ты в силу своих обязанностей за один день должен посетить множество мест. Нужно исходить из разумного.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть