5284

Не всё то золото, что алтын

Совершенно неожиданная новость пришла на прошлой неделе из Москвы: президент России Владимир ПУТИН поручил правительству и Центробанку проработать с коллегами из стран ЕАЭС - Казахстана, Белоруссии и Армении - возможность создания валютного союза и подготовить ему соответствующий доклад до 1 сентября этого года. Разумеется, тут же возникли предположения, что речь идет о появлении единой валюты на Евразийском экономическом пространстве, которую могут назвать универсальным словом “алтын”. Члены ЕАЭС действительно проговаривали такую возможность - но не ранее 2025 года. Так почему же сейчас, на десять лет раньше, вопрос вдруг стал актуальным? Имеет ли валютный союз в сегодняшних реалиях перспективы?

Все страны ЕАЭС переживают не лучшие времена - падение цен на нефть ударило даже по тем государствам, где черного золота нет. Может быть, именно алтын станет инъекцией от кризиса?
Экономист Айдар АЛИБАЕВ убежден: разговоры о единой валюте или валютном союзе не имеют под собой никаких оснований.
- Высказывание Путина о создании единой валюты - некий политический вброс, - полагает эксперт. - В российской экономике сейчас очень тяжелая ситуация, и у Кремля практически не осталось аргументов для своих же граждан. Люди не верят, что будут жить лучше, что ситуация будет исправлена в ближайшее время. Все готовятся к худшему. Нет каких-то драйверов, импульсов, чтобы изменить общее настроение. Поэтому и появляются такие вот вбросы, чтобы как-то переключить внимание россиян и пообещать в каких-то туманных перспективах полностью отказаться от долларовой зависимости. Но все пять валют экономического союза - если считать и киргизскую - в мировом масштабе особой серьезности не представляют. Тем более, как показали события последних 10-12 месяцев, наши валюты еще и страшно зависят от цен на энергоносители. Если взять для сравнения Евросоюз, там базой для евро стала немецкая марка - одна из ведущих валют в мире. В ЕАЭС такой валюты нет. Не на рубль же равняться, который просел за год в два раза?
Главное же препятствие для появления алтына связано не с экономическими, а с политическими факторами, считает Айдар Алибаев. Вряд ли хоть одна из стран будет готова отказаться от собственного печатного станка.
- Очень важный вопрос связан с созданием единого эмиссионного центра, - уверен экономист. - ЛУКАШЕНКО (Александр, президент Белоруссии. - М. К.) уже раз пять предлагал: давайте поставим его в Минске и начнем печатать новые деньги хоть завтра. Но при этом все понимают, что отдать в чужие руки печатный станок - значит отказаться от своего суверенитета. Президент, который не может печатать собственные деньги, автоматически превращается в “губернатора”. Европейский вариант, когда у каждого есть свой станок и квота, в условиях ЕАЭС не пройдет. Просто потому, что такого уровня доверия в Евразийском союзе нет. Поэтому я не вижу особых перспектив у алтына или как там собираются назвать новые деньги.
Вторит Алибаеву и российский эксперт Аждар КУРТОВ:
- Я полагаю, что эта тема чисто спекулятивная - вброс в информационное пространство для последующего обсуждения. Понятно, что введение единой валюты в трех-четырех странах возможно только при полной согласованности политических и экономических характеристик. Если посмотреть на опыт других объединений - того же Европейского союза, то бросается в глаза, что процесс долго готовился и до сих пор продолжается - не все страны Европы находятся в зоне евро и не все туда спешат. Что касается союза России, Белоруссии и Казахстана, то нельзя перескакивать через ступени интеграции и забегать вперед. У нас только с 2015 года появилось единое экономическое пространство, и оно еще будет расширяться за счет других стран. Опять же не стоит забывать, что часть интеграционных усилий явно пробуксовывает. Например, в рамках ЕАЭС нет передвижения рабочей силы, хотя соглашение на этот счет тщательно прорабатывалось и обсуждалось, но фактически из-за экономических трудностей в данный момент растут безработица, недовольство населения, и поэтому часть вопросов остается открытой.
Нет у алтына и особых перспектив в борьбе с долларом, уверен Куртов:
- Допустим, если мы сложим макроэкономические показатели всех участников союза, особенно те, что касаются внешней торговли, то станет ясно: в масштабе мировой экономики они слишком незначительны. А это означает, что единая валюта не сможет как-либо реально противостоять гегемонии доллара. Какой же тогда смысл “дружить валютами”?
Пока цены на нефть не поднимутся до прежних высот и не закрепятся там на длительный срок, разговоры о единой валюте можно даже не начинать, убежден экономист Каирбек АРЫСТАНБЕКОВ. Если, конечно, в виде единой валюты нам не подсунут российский рубль.
- Мне кажется, сейчас прорабатываются два варианта: определение нейтральной валюты, того самого алтына, или хождение российского рубля на территории всего Евразийского экономического пространства. В любом случае введение сейчас единой валюты на территории ЕАЭС может принести его участникам больше минусов, чем плюсов.
Не секрет, что устойчивость новой валюты будет зависеть от цен на энергоносители, а гарантировать их стабильность в среднесрочной перспективе никто не может. Если же главенствующую роль займет российский рубль, то это выгодно лишь России, которая расширит зону своего влияния и будет полностью контролировать монетарную политику других членов ЕАЭС. Нельзя забывать, что у членов Евразийского экономического союза разные макроэкономические параметры, разные показатели платежного баланса. Более того - чтобы пойти на этот шаг, с юридической точки зрения потребуется провести референдум о целесообразности введения (единой валюты. - М. К.) во всех странах союза. С учетом изложенного есть ощущение, что это пока преждевременно. Возможно, только руководство России готово к такому шагу.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть