7608

Пройдусь по Айтеке би, сверну на Абылай хана…

Какой видят нашу южную столицу датский архитектор Ян Гейл и его команда? Что за реконструкция грозит знаменитому Зелёному базару? Во что можно превратить Старую площадь?

Алматинцы с настороженностью восприняли весть о том, что известный копенгагенский градореформатор, которого считают основоположником гуманистического подхода к урбанистике, ломает голову над тем, как перепланировать центральную часть южной столицы. Что удумал пришлый зодчий? Придется ли к нашему двору европейский опыт? Пока в соцсетях бурно дискутировали на эти темы, Гейл и Ко зря времени не теряли и в первых числах марта устами своего посланца Рикардо МАРИНИ рассказали нашим чиновникам и архитекторам, как в центральной части казахстанского мегаполиса можно создать особую - держитесь за руль, господа автолюбители! - пешеходную атмосферу. Некоторые задумки датского зодчего в интервью “Времени” раскрыли заместитель главного архитектора Алматы Жанат АЙТЛЕУ (на правом снимке) и заместитель руководителя городского управления архитектуры и градостроительства Алмасхан АХМЕДЖАНОВ (на левом снимке).

Яну Гейлу, посетившему Алматы в прошлом году, понравилась наша заилийская жемчужина: широкие улицы, большое количество зелени и парковых зон, уникальная арычная система, горы. В центре города практически нет высотных зданий и сооружений - людям здесь комфортно. Но все же есть в нашей южной столице проблемы, которые, как утверждает знаменитый датчанин, портят все впечатление. Пространство, которое для своих прогулок могли бы использовать люди, занято припаркованными автомобилями.

- Общественное пространство - это место, куда тянутся люди, - начал с азов Алмасхан Ахмеджанов. - Но никто не говорит о том, что нужно немедленно запретить проезд транспорта по всем центральным улицам и сделать из них аллеи. Нужно начать с самого простого. Как говорит Гейл, “поставьте скамейки, и к этому месту сразу же потянутся люди”. На презентации своей концепции перестройки центра города (в Алматы 6 марта. - О. А.) его коллеги говорили о том, что нам нужно создать условия для того, чтобы улицы были более удобны для людей, а не для машин. Делать это нужно поэтапно и цивилизованно, так, чтобы не создавать неприятия в обществе. Для начала проезжую часть на некоторых участках можно закрывать хотя бы один раз в неделю и делать ее пешеходной. Разрешить предпринимателям открывать там мини-кафе, устраивать флешмобы, проводить еще какие-то мероприятия. Если появятся такие площадки, там сразу закипит жизнь.
Какие улицы могут стать пешеходными? Оказывается, проспект Абылай хана! Сначала его можно закрывать на какое-то время, а потом и вовсе отдать в полное распоряжение пешеходных горожан. Конечно, возникает ряд вопросов. Что делать с троллейбусами, маршрут которых проходит именно по этому проспекту? Как приучить автомобилистов туда не заезжать? Но все подобные трудности, уверены специалисты, вполне решаемы.
В список перспективных для организации пешеходного движения попали и улицы Айтеке би, Пушкина, Панфилова, проспект Жибек жолы. Здесь датские архитекторы предлагают высадить аллеи, построить небольшие фонтаны, поставить скамейки и, конечно же, запретить парковку машин, оставив лишь выделенную полосу для движения общественного транспорта. Какие-то из улиц в центре южной столицы могут стать полностью пешеходными, какие-то лишь частично - здесь предлагается расширить тротуары и сузить проезд для автомобилей. Но основные автомагистрали центра Алматы - Фурманова, Сейфуллина, Желтоксан, Наурызбай батыра, Абая, Райымбека - разумеется, останутся во власти автотранспорта.
- Проблема центра - транзит автомобилей, из-за него образуются пробки, - считает Алмасхан Ахмеджанов. - Но мы не можем полностью перекрыть доступ в центр города, поэтому пространство там должно быть таким, чтобы водителю было невыгодно заезжать на улицы, на которых организовано пешеходное движение. На таких участках может быть ограничена скорость движения до 30-40 км в час.
- Но не приведет ли это к тому, что в городе будет еще больше пробок? Машины будут ехать медленнее, чем сейчас, и, соответственно, скапливаться на перекрестках.
- Нет, светофоры будут настроены именно на эту скорость, поэтому никаких пробок не будет. К тому же все будет организовано так, чтобы автомобилисту было неудобно заезжать на эти улицы. Как выглядит улица Тулебаева? Аллея и две узкие дорожные колеи, и туда без особой необходимости никто не едет. И на других будет то же самое. У людей должна появиться привычка гулять. Да, у нас есть парки, но в них, как правило, неинтересно. Чтобы это исправить, и нужно организовывать эти пространства. Например, на зиму превращать Старую площадь в ледовый каток, а летом ставить там шезлонги, чтобы люди могли загорать. Будет это - рядом появятся кафе, какие-то другие услуги. Допустим, места, которые сейчас используются для стоянки автомобилей, можно превращать в пространства для людей: построить там кафе, поставить скамейки, высадить кустарник. Ничего сложного в этом нет.
- Но ведь автомобилисты могут взбунтоваться: а как же мы? куда деваться нам?
- Но мы как раз и делаем все для того, чтобы люди оставили автомобиль и начали ходить пешком!
- Что еще предлагает Гейл?
- Одним из примеров того самого общественного пространства, с чего мы начали наш разговор, он назвал Зеленый базар, который датских специалистов очень удивил: по их словам, там кипит жизнь, люди общаются между собой...
- Кстати, именно он недавно оказался в центре внимания алматинцев: сначала появилась новость о том, что этот рынок снесут и построят на его месте торговый центр, позже эту информацию стали опровергать...
- А кто сказал, что Зеленый базар будут сносить? Кто-то из ваших коллег решил создать ажиотаж! - вступает в беседу заместитель главного архитектора Алматы Жанат Айтлеу. - Здание рынка, построенное в советское время, никто трогать не будет. Оно останется таким, каким и было, его могут лишь отремонтировать. Речь идет только о демонтаже киосков и павильонов, расположенных между Зеленым базаром и бывшим домом быта “Асем” в промежутке между улицой Макатаева и проспектом Жибек жолы. Они были незаконно пристроены к рынку в 90-е годы прошлого столетия.
- Они появились там не в одночасье и просуществовали не один год. Это извечная проблема нашего города: сначала власти спокойно наблюдают за тем, как где-то строится незаконный объект, а потом хватаются за голову и заявляют о необходимости его сноса…
- Мы занимаемся этим вопросом с 2007 года, но только сейчас владельцы рынка стали реагировать на наши требования. Все это время они вроде бы разрабатывали проект реконструкции и только сейчас наконец-то его согласовали. Теперь должны быть демонтированы киоски, расположенные на том участке. Раньше эта часть улицы была проездной, и вскоре она снова станет такой - туда сможет заезжать спецтранспорт. Кроме того, на территории базара со стороны улицы Макатаева появятся многоярусный надземный и подземный паркинги и небольшой торговый центр.
- В какие сроки будут реализованы эти планы? Или снова все затянется лет на семь?
- Работы начнутся уже весной. Обычно такие стройки продолжаются около двух лет. Город в это строительство не будет вкладывать ни одного тенге, все расходы берут на себя владельцы объекта. Парковка на улицах, прилегающих к базару, будет либо запрещена, либо там организуем платные паркоматы.
- Хорошо, с Зеленым базаром разобрались, давайте вернемся к Гейлу. Что он предлагает построить, что перестроить?
- Пока он предложил только чуть переформатировать здание торгового центра на проспекте Жибек жолы, расположенное между улицами Кунаева и Фурманова, - продолжает Алмасхан Ахмеджанов. - Господин Гейл говорит о том, что люди, которые проходят мимо этого торгцентра, будто попадают в своеобразную трубу, это некомфортно. Он предлагает видоизменить первые этажи здания, сделав их полностью стеклянными, и организовать сквозные проходы через торговый центр. Что же касается самого алматинского Арбата, в районе которого находится этот торговый дом, то он должен стать более насыщенным прогулочной инфраструктурой. Там можно поставить скамейки, добавить фонтаны, сделать зеленые коридорчики.
- Когда все эти преобразования могут стать реальностью?
- В июне компания Яна Гейла должна завершить свою работу, после этого будет утвержден план мероприятий по ее реализации. Но чтобы не создавать накала в обществе, все новшества будут внедряться постепенно. Люди должны привыкать к переменам, поэтому мы будем обсуждать концепт с горожанами. Какие-то предложения могут стать реальностью уже в этом и следующем году. Но, конечно, это проект, рассчитанный не на один год.
- Вам не кажется, что все, о чем мы говорили, пока выглядит несколько романтично и даже… утопично?
- В этом нет ни того ни другого. То, о чем мы сейчас говорим, - потребность, и она давно назрела. Гейл уже доказал, что все это можно сделать.

Ссылки по теме

Реконструкция Алматы: зеленым по серому”, “Время” от 29.10.2014 г.

Стоп, машина!”, “Время” от 7.3.2015 г.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть