6414

Ударим правками по правилам!

В мае депутатам могут представить очередную версию Закона “О дорожном движении”

В документ предлагают внести уже 24 поправки. Парламентарии приглашают всех желающих обсудить изменения, которые они намерены внести в принятый ими же Закон “О дорожном движении”, успевший набить оскомину как его авторам, так и нам - исполнителям поневоле. За полгода с момента вступления в силу этого резонансного документа из него уже успели исключить несколько спорных статей. И вот теперь выясняется: грядут новые правки-поправки.

Закон вступил в силу 20 октября 2014 года и здорово осложнил жизнь автомобилистам. За шесть месяцев до этого значительно возросли штрафы за нарушение ПДД - но то было только начало. Потом всплыла статья, запрещающая стоянку в местах, не оборудованных специальными знаками, пункт об обязательном использовании детских автокресел и включении фар в дневное время, запрет на выход из машины без разрешения полицейского.
Главными ньюсмейкерами страны на несколько месяцев стали представители комитета адмполиции МВД, которые едва успевали отбиваться от нападок с разных сторон, и юристы, наперебой советовавшие автомобилистам и охотно комментировавшие непопулярные нововведения. Народ не забыл “поблагодарить” и своих избранников - депутаты сначала за закон дружно проголосовали, а потом спешно стали вносить в него поправки по самым “болевым” пунк­там. Спустя полгода мы решили выяснить, как активные участники тех “баталий” оценивают начало действия закона.
Канат САДВАКАСОВ, начальник управления комитета административной полиции МВД РК:
- Роль нового закона огромна, потому что нормативно-правовая база, действующая с 1996 года, уже не отвечала существующим реалиям. За три месяца этого года по сравнению с тем же периодом прошлого количество ДТП уменьшилось на 2,5 процента. Это при том, что число автомобилей, зарегистрированных в нашей стране, увеличилось почти на триста тысяч единиц - сейчас их почти 4,5 миллиона. По количеству раненных в дорожно-транспортных происшествиях также идет снижение на 1,2 процента (в январе - марте 2014 года - 3781 человек, за три месяца этого - 3686), пострадавших также стало меньше (было 4727 человек, сократилось до 4672). А вот статистика по погибшим, к сожалению, выросла на 14,9 процента.
- Это очень много. Но ведь снижение числа погибших - это одна из основных целей закона, который вы разрабатывали. Получается, что она не выполнена?
- После принятия любого закона можно говорить о краткосрочном и долгосрочном эффекте. Есть некоторые вещи, которые могут не заработать не то что через полгода, а даже через год и через два. Тяжесть последствий ДТП зависит от множества компонентов безо­пасности дорог. Например, на Западе скоростные трассы имеют разделительные полосы в виде ограждений не только на середине дороги, но и по краям, откосы трасс не крутые, как у нас, а пологие, от магистралей удалены деревья и столбы, которые могут повлечь травмы, на них стоят амортизаторы, смягчающие удар. Конечно, все эти пункты есть и в нашем законе, они будут учитываться при проектировке и строительстве дорог. Но почувствовать эффект от них мы сможем минимум через пять-десять лет. Время нужно и на то, чтобы привести в порядок парковки, установить необходимые знаки, сделать разметку. Давать оценку через полгода очень сложно. Но эффект от закона - пусть и краткосрочный - все равно есть. Несмотря на то что количество машин увеличилось, мы смогли сдержать рост ДТП. Снизилось число нарушений ПДД, после увеличения штрафов водители стали более дисциплинированными. Мы видим, что эффективной оказалась норма об обязательном включении ближнего света фар.
- У этой нормы, кстати, очень много противников. Не боитесь, что среди депутатов, прорабатывающих поправки в закон, возобладает стремление ее исключить?
- Мы будем выступать против этого, потому что статистика доказывает: норма нужна. Будем отстаивать и автомобильные кресла. Сейчас изучаем цифры, демонстрирующие, насколько их применение влияет на дорожную обстановку.
- Автомобилисты очень часто критиковали МВД за то, что вы до вступления в силу закона плохо разъяснили все новшества, которые их ждут.
- Я с этим не согласен. Мы очень часто давали разъяснения: распространяли пресс-релизы, выкладывали новости у себя на сайте. Напряженность вокруг закона возникала, когда народу пришлось раскошелиться для покупки автокресел.
- Какие изменения могут быть внесены в закон?
- Мы как разработчики закона будем давать поправкам свою оценку, выносить заключение. Еще раз, естественно, нашу позицию будут учитывать. Еще раз повторюсь: сам по себе закон хороший, но должно пройти какое-то время, чтобы мы почувствовали позитивный эффект.
Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат:
- Возмущение водителей, особенно связанное с использованием автокресел, достигло своего пика в феврале и сейчас пошло на спад. Тогда было ощущение, что порой против этого выступали даже те люди, у которых нет ни машины, ни детей. Сейчас какая-то часть автомобилистов кресла уже купила, другие решили этого не делать.
- Вы в начале года очень активно выступали в связи с этим законом. Вас не обвиняли в том, что вы искусственно нагнетаете обстановку?
- Ни разу такого не было. Наоборот, мы с коллегами сыграли определенную роль по разъяснению всех новшеств, показали юридическую сторону этой проблемы. И к нашим выступлениям прислушались. Например, сейчас хотят убрать абсурдную, на мой взгляд, норму, запрещающую посадку пассажиров вне остановочных пунк­тов. Получается, в машину нельзя садиться во дворе, например. Сейчас остро стоит и вопрос правомерности использования радаров и систем видеофиксации, в нем четко не регулируется вопрос их установки и применения.
Айкын КОНУРОВ, мажилисмен:
- В мажилисе законопроект шел тяжело, было много предложений и замечаний. Разработчики из МВД, как говорится, стояли насмерть. В ходе рассмотрения закона наша фракция не смогла отстоять некоторые позиции, за отмену которых мы изначально выступали: это запрет выходить из авто без разрешения сотрудника полиции и парковаться в местах без разрешающего знака, запрет на ночные нерегулярные перевозки пассажиров, на обязательную регистрацию доверенности. Разработчикам все же удалось убедить большинство депутатов в целесообразности этих норм. Как водитель я особо не заметил, что участники дорожного движения после принятия закона стали более дисциплинированными. В том же, что закон стал таким резонансным, думаю, заслуга СМИ, а также последствия неумелой и недостаточной работы тех, кто должен был разъяснять все эти новшества. Нужно учитывать: у автомобилистов есть немало весьма обоснованных претензий к организаторам дорожного движения. Это и качество дорог, и коррупция среди самих полицейских. Люди сталкиваются с этим каждый день, и в результате наступает момент неприятия всего того, что предлагает государство, и уже совсем не важно, хорошие это предложения или плохие. Например, возьмем левый берег столицы. Пропускная способность дорог низкая, парковочных мест катастрофически не хватает, везде висят знаки, запрещающие остановки и стоянки. Как результат - люди вынужденно нарушают. Сейчас в мажилисе сформирована рабочая группа по изменениям и дополнениям в Закон “О дорожном движении”, которым руководит депутат нашей фракции Галина БАЙМАХАНОВА. В пятницу уже состоялось ее первое заседание. Приглашаю общественность к его обсуждению, мы ждем ваших предложений. Ведь закон нужен, никто не хочет, чтобы наши дети “двигались по понятиям” в прямом и переносном смысле этого изречения. Нужно найти золотую середину, и, надеюсь, нам удастся это сделать, в том числе и с вашей помощью.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

А тем временем

Ваше дело - предложить...

Сейчас проект закона представлен в виде сравнительной таблицы на 48 листах и касается не только упомянутого выше закона, но и некоторых других, например, недавно обновленного Кодекса “Об административных правонарушениях”. В таблице приводятся действующие нормы и предлагаемые изменения с указанием автора. Большинство пунктов весьма специфичны и касаются лишь узкой сферы дорожного движения: например, ужесточения ответственности физических и юридических лиц, которые осуществляют перевозку грузов без накладной, увеличения штрафа за нарушение правил международных автомобильных перевозок и т.п. Но есть в проекте и нормы, которые затрагивают интересы большинства автомобилистов. Допустим, депутаты предлагают изменить статью 596 Закона “О дорожном движении”, которая вызвала немало споров. В ней говорится о том, что “выезд на полосу встречного движения дороги влечет за собой лишение права управлять транспортным средством сроком на один год”. Получается, что водитель в любом случае не имеет права выезжать на встречку, даже если впереди авария или идет ремонт дороги. Авторы проекта предлагают дополнить статью следующими словами: “за исключением случаев вынужденного объезда преграждений и невозможности продолжить движение по проезжей части в силу непреодолимых препятствий, если это не создает аварийную ситуацию”. Если норма будет принята, все встанет на свои места. Предлагается также исключить из закона пункт, который запрещает пассажиру покидать автомобиль без разрешения сотрудника полиции. Может появиться и конкретное определение того, что такое платная парковка. Раньше его не было. Есть в документе и пункт, который может узаконить появление в наших городах выделенных полос для движения скоростных автобусов (БРТ). А вот об обязательном включении ближнего света фар днем или моратории на применение детских автокресел в проекте нет ни слова. Но, как говорится, еще не вечер: разработчики проекта закона ждут предложений и от простых граждан. Так что все еще может измениться.

Поделиться
Класснуть