2154

Налог преткновения

Министерство национальной экономики отказывается инициировать поправки в налоговое законодательство, которые позволили бы в полную силу заработать программе помощи ипотечникам. Об этом на прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции сообщил заместитель председателя Национального фонда развития финансовых услуг Андрей ЛИ (на снимке).

Напомним, в феврале этого года власти выделили 130 миллиардов тенге для решения проблем в сфере ипотечного кредитования. Программа помощи неплатежеспособным заемщикам, разработанная межведомственной рабочей группой, предусматривает полное списание уже имеющейся задолженности по вознаграждению, комиссиям и неустойке. Основной долг придется вернуть, но при этом займы будут рефинансированы под 3 процента годовых, конвертированы в тенге (если даже были выданы в иностранной валюте), а сроки их погашения увеличатся до 20 лет. Воспользоваться этой программой смогут заемщики, взявшие кредиты в 2004-2009 годах и предоставившие банку в качестве залога единственное жилье. Правда, когда банки начнут рефинансирование проблемных кредитов, неизвестно, поскольку с реализацией программы возникли сложности.
Дело в том, что, согласно Налоговому кодексу, в случае прощения ипотечнику его долга банк все равно обязан выплатить государству корпоративный подоходный налог (КПН) в размере 20 процентов от суммы списания. Налоговое бремя в виде индивидуального подоходного налога (ИПН) в размере 10 процентов ложится на плечи заемщика, которому списали долг. Но поскольку ипотечник, нуждающийся в помощи, и так неплатежеспособен, налог за него, получается, придется выплачивать банку. Однако банкиры на такие условия не согласны.
- Программа, может, и будет работать, - говорит Андрей Ли. - Но сейчас Нацбанку совместно с банками второго уровня, общественными объединениями, представляющими интересы проблемных заемщиков, нужно вырабатывать дополнительные схемы, чтобы решить, например, вопросы поступления денег. Казалось бы, куда проще: взять деньги из Фонда проблемных кредитов, перечислить их в банки и начать рефинансирование. Но тогда получится, что со 130 миллиардов банки какую-то сумму должны будут отдать на налоги. Чтобы этого избежать, банки будут придумывать всевозможные схемы. Я вижу такой вариант: будет растягивание пени, комиссий и вознаграждения на длительный срок.
Около двух месяцев назад Национальный фонд развития финансовых услуг, участвовавший в разработке программы, обратился в Министерство национальной экономики с просьбой разработать поправки в Налоговый кодекс, позволяющий банкам не платить налоги в случае списания долгов. Однако министерство, по словам юриста фонда Татьяны ПОЖИДАЕВОЙ (на снимке), на письмо не отреагировало, поэтому пришлось пожаловаться в Генеральную прокуратуру. После этого ответ был получен. В письме Миннац­экономики сообщило, что в налоговом законодательстве и без того существуют льготы, поэтому необходимости освобождать банки от уплаты КПН и ИПН нет. Однако, по словам Андрея Ли, эти льготы касаются совсем небольшой категории лиц, в частности, инвалидов I и II групп или лиц, признанных судом безвестно отсутствующими. Так что проблема остается.
- Эта ситуация может привести к негативным последствиям, и мы не можем их рассматривать только в рамках схемы “заемщик - банк”, - считает Андрей Ли. - Пока ждали ответа от Миннацэкономики, мы встретились с инвесторами, представителями банков, предпринимателями, заемщиками и в очередной раз пришли к выводу, что проблему нужно рассматривать более глобально. На сегодняшний день многие предприниматели стонут от того, что банки не выдают им кредиты. А банки не делают это, потому что денег просто нет. И неплохо было бы, если в банковский сектор Казахстана пришли какие-нибудь инвесторы. Но инвесторы не идут, потому что у наших банков очень большой портфель проблемных займов. И чтобы решить этот вопрос, нужно дать возможность банкам прощать заемщикам долги.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть