5067

Овчинка выделенки стоит?

Вчера в Алматы на проспекте Абая в пилотном режиме заработала выделенная полоса для общественного транспорта - первая в Казахстане. Интересно, что ловить тех, кто на нее выезжает, будут не только полицейские, но и... водители автобусов и троллейбусов.

- Уже есть первые результаты (нововведения. - О. А.): мы видим, что повысилась эксплуатационная скорость автобусов и троллейбусов, - отчитался перед журналистами руководитель городского управления пассажирского транспорта Талгат АБДРАХМАНОВ (на снимке). - Я думаю, все привыкнут к новым правилам. Когда-то понадобилось определенное время на то, чтобы водители начали пристегиваться и сняли тонировку со стекол своих машин. Сейчас это никого не возмущает. Здесь будет то же самое.
- Могут ли автобусы съезжать с выделенной полосы?
- Только в специальных местах, которые мы определили - там, где это вызвано особенностями маршрута. Во всех остальных случаях - нет! Они обязаны передвигаться только по выделенной полосе. Если они будут нарушать это правило, их так же, как и всех водителей других машин (заезжающих на выделенную полосу. - О. А.), будут штрафовать. Все предупреждены об этом.
Протяженность “выделенки” в одну сторону - более девяти километров. Понятно, что только полицейских на то, чтобы конт­ролировать такой участок, не хватит. Но чиновники нашли выход из положения: оборудовали все автобусы и троллейбусы, курсирующие по проспекту Абая, видеорегистраторами, которые автоматически фиксируют автомобили, мешающие движению общественного транспорта. Эти записи будут передавать полицейским, а те на этом основании смогут штрафовать водителей-нарушителей. За исключением тех, кто заезжает за линию для поворота направо или съезда на парковку.
Вдобавок к этому началась работа по перенастройке систем видеофиксации, установленных на перекрестках на протяжении проспекта Абая: вскоре и они смогут автоматически фиксировать такие нарушения.
- Что теперь будет с пробками? Добираться из спальных районов стало гораздо сложнее, - донес озабоченность автолошадных жителей мегаполиса кто-то из журналистов.
- Пробки - это проблема любых мегаполисов. Та же ситуация была в больших городах Европы и Азии, - по обыкновению сослался на международный опыт г-н Абдрахманов, - мы этот вопрос мониторили. Но когда там сделали выделенные полосы, многие пересели на общественный транспорт. И мы все это делаем для граждан: сейчас ведь проблема не только проехать, но и припарковаться. Это один из первых шагов, чтобы сделать автобусы и троллейбусы привлекательным и удобным видом транспорта.
- Почему был выбран именно проспект Абая? Под ним ведь есть скоростное метро - прак­тически по всей протяженности улицы. Не логичнее было бы сделать выделенную полосу на таких же, как Абая, магистральных улицах - Толе би или Райымбека?
- На сегодняшний день со всем пассажиропотоком, который передвигается по Абая, метрополитен справиться не сможет. Если раньше метро перевозило 22 тысячи пассажиров в день, то сегодня 38 тысяч. Поэтому мы и сделали “выделенку”. Тем более что подземка не захватывает всю улицу целиком. К тому же определенные рекомендации по оптимизации маршрутной сети города нам давала французская компания, занимающаяся этим вопросом. Мы по ним и двигаемся. Выделенная полоса делается не для того, чтобы люди пересели с одного вида транспорта на другой, а для того, чтобы с личного они перешли на общественный, - пояснил глава управления пассажирского транспорта.
Если проспект Абая будут пробивать дальше, то и “выделенку” будут продлевать. Затем, с окончанием строительства еще двух станций метро в западном направлении, произойдет очередная оптимизация наземных пассажирских маршрутов - их станет еще меньше. Впрочем, это не близкие перспективы.
Реальность же такова:
- С понедельника (15 июня. - О. А.) мы начали штрафовать за выезд на полосу для общественного движения, остановку и стоянку на ней, которая также запрещена. На проспекте Абая работают пять порталов, которые будут увозить на штрафстоянки машины, загораживающие проезд автобусам, - сообщил начальник административной полиции ДВД Алматы Нурлан АЛМАСБЕКОВ (на снимке).
- Водители просят установить знаки, которые позволят выезжать на “выделенку” после одиннадцати часов вечера - ведь автобусы в это время не ездят.
- Данный вопрос можно проработать, и, в принципе, сделать это, - согласился с этим мнением полицейский.
Продолжаем экскурсию по обновленному проспекту. Вдоль Абая определены порядка 40 мест для парковки такси - раньше их не было. Стоять здесь смогут только представители официальных автопарков, а не “бомбилы”. Эти места обозначены специальными знаками. Так что обычным автомобилистам нужно теперь быть более внимательными. Выезжать на “выделенку” нельзя даже для посадки и высадки пассажиров. Сделать это можно будет, лишь свернув с проспекта на прилегающие улицы, или в свободных карманах для автопарковки, не загораживая проезд автобусам.
Впрочем, и для пассажиров общественного транспорта есть неприятная новость: в Казахстане вступила в силу новая статья Административного кодекса, пре­дусматривающая штраф за безбилетный проезд. Его размер - два МРП, что составляет сейчас 3964 тенге. Раньше такой нормы в законе не было, поэтому привлечь к ответственности “зайцев” было крайне сложно. Они спокойно могли не платить штраф в 1000 тенге, установленный в Алматы акиматом. Теперь, похоже, “ушастых” будут активно отлавливать. По крайней мере, уже несколько дней в южной столице вовсю работают контролеры, проверяя билеты у всех пассажиров. Безбилетников передают полицейским для составления протокола.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть