7682

Евро не вышли

Наши корреспонденты побывали в Бишкеке и узнали, стоит ли ехать в Киргизию за машинами и автозапчастями после открытия таможенных границ между двумя странами.

Автомобили
Из Алматы мы выезжаем в четыре утра в четверг. С парой остановок на кофе, но зато без лишних приключений добираемся до пограничного поста “Кордай” в 7.40. Здесь тоже везет: ни одного автобуса с туристами, спешащими на Иссык-Куль. Через сорок минут мы уже на территории Киргизии, где нас чуть ли не рвут на части местные таксисты. Довезут, куда хотите. Например, до рынка автозапчастей “Кудайберген” такса 700 сомов, наши 2100 тенге. В 8.20 отъезжаем на своей машине от поста. Путь до местного авторынка “РИОМ Авто” неблизкий, это мы выясняем у “бомбил”, которые ждут клиентов на пятачке недалеко от въезда в Бишкек.
- Вы что, за машинами? - заинтересованно.
- Да, на разведку приехали.
- Так возьмите у меня “камри” 2003 года. Кожаный салон, отличное состояние, - неожиданно продолжается наш разговор. - Не пожалеете. Не подходит? Тогда “ниссан” есть 2005 года. Тоже на пять с плюсом.
Благодарим и уезжаем. Ни первую, ни вторую машину не поставят на учет в Казахстане из-за несоответствия стандарту Евро-4. Но, оказывается, такие придорожные торговцы в Бишкеке не редкость. Прямо вдоль улицы Алма-Атинская, которая как раз выходит к кордайскому посту, выставлены на продажу десятки машин. Это так называемые сетки, своеобразные СВХ. Но найти здесь подходящее для нас авто практически нереально - почти все машины “праворукие” и выпуска начала двухтысячных. Наконец добираемся до первого пункта назначения - рынка “РИОМ Авто”. По территории он примерно такой же, как и алматинская автобарахолка, только машин на нем значительно больше. Практически весь он заставлен автомобилями, на которых в Киргизии поездить никто не успел: БМВ и “тойоты“ растаможили и сразу же загнали на продажу. Въезд на рынок стоит 25 сомов - примерно 75 тенге, работает он все дни, кроме среды. Выходим в предвкушении... и почти сразу разочаровываемся. Нам попадаются сплошь праворульки. Дальше -
автомобили, которые не зарегистрируешь в Казахстане из-за года выпуска. Откровенного хлама, которого на нашем рынке предостаточно, здесь практически нет. Самые возрастные машины сошли с конвейера в 2001-2002 годах, но и таких немного. В основном год выпуска - 2005-й и свежее. Но и среди них приходится искать марки, которые могут купить казахстанцы, ведь после недавнего введения ограничений они должны соответствовать стандарту Евро-4. Ведь, к примеру, ту же “камри” 2008 года завозить в страну бесполезно. Понимаем, что процентов 80 тех машин, которые мы здесь видим, навсегда останутся в Киргизии - местным их надолго хватит. Да, машинки есть неплохие, да не про нас. Кстати, здесь мы не замечаем ни одной российской машины, “корейцев” и то очень мало. Концентрируемся на том, что все же подходит под наши нынешние стандарты. Например, немало “европейцев” с 2005 года выпуска - БМВ, “ауди”, “фольксваген”. “Японцев” меньше, но и они есть, можно найти даже совсем свежие, 2014 года, “прадо” и “лексусы”. Но цены на них практически такие же, как и в Алматы. Впрочем, и здесь при желании можно нарваться на интересные варианты, особенно если ты едешь за конкретной машиной. Можно, не стесняясь, торговаться, но в целом...
- Наши бизнесмены поступили безграмотно: как у нас говорят, в очередной раз сделали все по-кыргызски, - поделился с нами своим мнением главный редактор киргизской газеты агентства журналистских расследований “Объектив” Курманбек МАМБЕТОВ (на снимке). - Они набрали кредиты и все деньги вложили в покупку машин, надеясь на то, что эти автомобили после снятия таможенных границ купят казахстанцы. Хотя с самого начала было ясно, что Казахстан будет принимать какие-то меры, чтобы защитить своих производителей. Теперь наши бизнесмены пытаются давить на правительство, выступая в различных СМИ. Они хотят, чтобы кыргызские власти попытались договориться со своими казахстанскими коллегами о снятии этих ограничений. Но понятно, что этого не произойдет. Так что многие предприниматели попали в сложную ситуацию: им нужно платить по кредитам, машины не продаются, да и цены на них из-за ситуации внутри Евразийского экономического союза практически сравнялись с казахстанскими.
Выезжая с автобарахолки, говорим о том, что при нынешних условиях ехать туда практически бессмысленно. Разве что ждать момента, когда киргизские предприниматели в надежде хоть как-то продать купленные для казахстанцев машины начнут снижать цены. Но это еще должно произойти.

Запчасти
Решаем заглянуть на рынок автозапчастей. В Бишкеке их два: самый большой - “Кудайберген” и находящийся рядом с ним известный “Дордой” - здесь продают вещи, продукты и все те же автозапчасти. И на том и на другом в избытке мелких СТО. Мониторим цены, прикидываясь потенциальными клиентами.
- Ребята, сколько стоит капремонт двигателя? - закидывает удочку наш фотокор. - Объем? Два литра.
От 15 до 18 тысяч сомов. Автоматически умножаем все на три. Установка сигнализации на седан - тысяча сомов, на джип - полторы. Замена двигателя от 20 000 сомов, покраска бампера на джипе - четыре тысячи, замена подушек двигателя - 2000. Чем сложнее ремонт, тем больше разброс цен у них и у нас. В Киргизии они в два, а то и в три раза меньше. Понятно, что столь же внушителен и шанс нарваться на криворукого мастера, но он есть и в любом городе Казахстана. Так что тут, как обычно: повезет не повезет.
- У нас многие из Алматы приезжают, - разоткровенничался один из местных умельцев. - У вас таких цен, за которые мы здесь работаем, давно нет. Ваши загоняют к нам машины рано утром, а вечером уже забирают. Мы, если это возможно, стараемся все за день сделать - нас много работает, вместе беремся за одну машину, чтобы человека не задерживать. Так что в случае чего обращайтесь.
Понятно, что никто не поедет за 250 километров менять масло, но вот гнать сюда машину, требующую серьезного ремонта, действительно есть смысл. Экономия может быть существенной. Главное - пробить ситуацию заранее, благо Интернет сейчас есть у всех.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы - Бишкек - Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее