3810

По второму кругу

Рассмотрение апелляционных жалоб по резонансному делу о драке возле алматинского ночного клуба "Чукотка", в результате которой погиб Сырым МУРАТКАЛИЕВ, отложено на неопределенный срок в связи с назначением ряда экспертиз.
Участники этого судебного процесса и журналисты собрались вчера в Алматинском горсуде. Причем пресса и сочувствующие следили за его продолжением по монитору, установленному в отдельном зале - такое практикуется при рассмотрении громких дел, когда помещения судов не в состоянии вместить всех желающих. Правда, даже в судах небольших населенных пунктов звук обычно бывает намного лучше - здесь же собравшимся мешал постоянный гул и треск.
Не обошлось и без скандала: агрессивно настроенные сторонники потерпевших выложили в социальную сеть фотографии присутствовавших, в том числе представителей СМИ, назвав их фашистами и сатанистами.
Тем временем судья КЕРИМОВА начала судебное заседание с вопроса: не желают ли участники процесса заключить медиативное или процессуальное соглашение? Ответ обеих сторон был однозначен: это исключено!
- Я ни в чем не виновен, - заявил Александр КУЗНЕЦОВ (на снимке), которого 29 июня Медеуский райсуд №2 приговорил к полутора годам в колонии-поселении за причинение смерти по неосторожности. - И не думаю, что мне нужно оправдываться или откупаться. Я защищал свою жизнь! Право на самооборону провозглашено Конституцией и ратифицированными Республикой Казахстан международными нормативными актами.
Адвокат потерпевшей стороны Лариса РОМАНОВА заявила ходатайство о назначении повторных комплексных комиссионных судебно-медицинской, медико-криминалистической и судебно-биологической экспертиз, которые, считает защитник, помогут ответить на следующие вопросы: какие травмы привели к смерти Сырыма Мураткалиева? чем были нанесены повреждения на его лице? есть ли на ноже, с которым, согласно материалам дела, Сырым напал на Александра, следы крови? если да, то кому она принадлежит? нанесены ли раны Кузнецову этим же ножом?
Гособвинитель АБИШЕВ и общественный защитник потерпевшего Мухтар ТАЙЖАН это ходатайство поддержали, причем последний подчеркнул, что семья погибшего в стремлении докопаться до правды согласна даже на эксгумацию тела Сырыма Мураткалиева.
А вот защита Кузнецова считает, что в назначении повторных экспертиз нет никакой необходимости, поскольку они были проведены в ходе досудебного расследования. Кроме того, заявила защита, при рассмотрении дела в суде первой инстанции эксперт подтвердил сделанные им ранее выводы.
В итоге судья Керимова после более чем получасового обдумывания ходатайства в совещательной комнате приняла решение его удовлетворить. В связи с этим рассмотрение апелляционных жалоб было отложено до получения результатов экспертиз.
После окончания судебного заседания представители сторон поделились с журналистами своими мнениями о деле.
- В области лба у потерпевшего - телесные повреждения с ровными заостренными краями, - сказала адвокат Лариса Романова. - Мы предполагаем, что они нанесены не рукой, сжатой в кулак, а с применением какого-либо предмета. И хотим это выяснить. И нож не был исследован: поскольку Кузнецов утверждает, что ножом ему был нанесен порез, необходимо его исследовать на наличие крови. Думаю, эксперты дадут исчерпывающие ответы на все вопросы.
Мухтар Тайжан тоже считает, что назначение повторных экспертиз необходимо:
- Экспертиза - это мера, которая позволит расставить все точки над "i". Если Кузнецов не виноват - экспертиза покажет. А если виноват, то должен быть привлечен к ответственности. Иначе завтра в обществе сложится мнение, что можно обойтись полутора годами колонии-поселении за убийство.
Между тем адвокат Александра Кузнецова Джохар УТЕБЕКОВ заявил:
- Мы не видим никакой необходимости в назначении экспертиз, потому что суд должен разрешать дело в пределах обвинения. Сейчас проходит рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, который скован пределами обвинения, и ужесточить наказание он не может. Максимум, что он может сделать, - это вернуть дело прокурору. На мой взгляд, сейчас суд вышел за пределы обвинения. Он должен был тогда отменять приговор и переходить к судебному следствию - то есть рассматривать дело сам по правилам суда первой инстанции. Но, к сожалению, обжаловать постановление о назначении экспертизы я не могу. Меня смущает, что прошло уже пять месяцев. В ходе предварительного расследования в суде первой инстанции все эти вопросы стороной обвинения, в том числе потерпевшими, не ставились. И я не знаю, какова вообще вероятность сохранности этих материалов. Что касается судебно-биологической экспертизы (выяснять, чья кровь на ноже), нам все равно. Но проблема заключается в том, что суд оставил Кузнецову меру пресечения. Человеку назначена колония-поселение, где условия отбывания наказания легче, проще, чем, скажем, в колонии общего режима. Но он пребывает в следственном изоляторе, где условия гораздо более суровые, чем даже в колонии общего режима - хотя приговор не вступил в законную силу. Экспертизы могут занять длительное время, вплоть до одного месяца, и суд, я думаю, должен был изменить меру пресечения.
- Что вы теперь намерены делать?
- Мы будем ходатайствовать об изменении меры пресечения своего подзащитного - освобождение под личное поручительство.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть