5891

Чем меньше, тем лучше?

Снизят ли депутаты штрафы за нарушение ПДД

Юрист Жангельды СУЛЕЙМАНОВ (на снимке), успевший прославиться своими неоднозначными, но всегда востребованными заявлениями, предложил снизить штрафы за нарушение ПДД аж в пять раз!
- Я не езжу за рулем и, соответственно, не нарушаю. Но мне просто жалко людей - я вижу, насколько штрафы несоразмерны уровню зарплат в 30-40 тысяч тенге, - поясняет он свою позицию. - Подавляющее большинство граждан законопослушно и не хочет нарушать. Но сама система знаков, регулирования дорожного движения, отсутствия парковок вынуждает это делать. Поэтому я и считаю, что штрафы нужно снизить. Угроза наказания не является препятствием для правонарушителей: смертная казнь в Китае не останавливает коррупцию, а 20 лет тюрьмы не пугают насильника. Чтобы не нарушать, нужно создавать условия для дорожного движения, а их, увы, нет. Так что надеюсь, что к моим словам прислушаются.
Что об этом думает общественность?
Айкын КОНУРОВ, мажилисмен от партии “Народные коммунисты”:
- Весной начала работать рабочая группа, которая рассматривает поправки в Закон “О дорожном движении”. На одной из таких встреч еще в июне мои коллеги предлагали понизить штрафы. Тогда мы спрашивали у МВД, почему так высок их размер. На что нам сказали: такие штрафы - общемировая практика, мы действуем в рамках европеизации и вхождения в тридцатку развитых стран. Получается, что фактически существующую ситуацию практически невозможно отыграть назад, ведь эти деньги пополняют бюджет. И нужно иметь очень серьезное лобби в правительстве, чтобы переломить эту позицию. А наши полномочия, депутатов, были достаточно серьезно купированы, теперь мы можем лишь апеллировать к правительству. Но МВД и Минфин против понижения штрафов, и если они говорят “нет” - сложно что-то сделать. Тем не менее мы все равно будем поднимать этот вопрос на рабочих встречах по дорожному движению. Ведь доходы населения реально упали, и штрафы на самом деле выглядят несоразмерными.
Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат от партии “Нур Отан”:
- Я согласна с тем, что большие штрафы несут в себе коррупционную составляющую, а граждане, нарушающие ПДД, все равно дают взятки полицейским. Поэтому больше нужно работать именно в этом направлении. Здесь нужно искать баланс.
Так что вряд ли мы дождемся снижения штрафов, ведь казну-то пополнять нужно. Но для автомобилистов все же есть приятные новости. В Законе “О дорожном движении” могут появиться поправки, облегчающие их жизнь. В частности, пункт, в котором будут четко прописаны правила оплаты штрафов за нарушения, зафиксированные видеокамерами. Водителям не придется ездить в полицию, чтобы погашенный ими штраф был удален из всех баз. Депутаты резонно считают, что обязанность гражданина - оплатить штраф, а уж все остальное должно быть на совести самих полицейских, которые обязаны автоматизировать свои базы. Активно обсуждается вопрос и о возможной отмене обязательного включения ближнего света автофар в городе. У этой нормы есть как сторонники, так и противники, и пока непонятно, чья возьмет.
Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ, депутат мажилиса от партии “Ак жол”:
- Я был членом рабочей группы, которая рассматривала проект Закона “О дорожном движении”. Когда мы принимали статьи, касающиеся повышения штрафов, то исходили из статистики МВД, связанной с количеством нарушений правил дорожного движения и ДТП. Наиболее значительно выросло наказание за превышение скорости, выезд на встречку и красный сигнал светофора, езду в пьяном виде, потому что чаще всего это и становится причиной аварий. Но хочу заметить, что мы принимали такие размеры штрафов с одним условием: через какое-то время, когда будет наблюдаться снижение количества отдельных видов нарушений и ДТП, связанных с ними, будет меньше погибших и травмированных, их сумма может быть снижена.
- Когда принимали закон, вы и ваши коллеги не думали о том, что размер штрафов достаточно высок?
- Думали. И по этому поводу были большие споры. Кто-то предлагал увеличить штрафы на 25 процентов, но в результате по некоторым видам нарушений они возросли в два раза. Я согласен с тем, что штрафы высокие. Но какие есть еще рычаги для того, чтобы дисциплинировать людей на дороге? А штрафы - очень действенный метод. С одной стороны, здесь простая логика: соблюдай правила, и тогда тебе не придется платить. Но с другой - на дороге бывают разные ситуации, и иногда человек невольно нарушает ПДД. Сейчас, конечно, можно было бы и снизить размеры штрафов там, где статистика идет на уменьшение. Но для того чтобы это произошло, должна быть проведена большая работа, а это не так просто. Уполномоченный орган в этом вопросе - МВД, там должны разработать соответствующий законопроект и спустить его на обсуждение в мажилис.
- Сомневаюсь, что МВД заинтересовано в том, чтобы снижать размер штрафов.
- Раз идут такие разговоры, мы запросим у МВД статистику, связанную с нарушениями. А после этого уже будем решать, что делать дальше.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть