2367

Драка у “Чукотки”: дубль два

Во вторник в Алматинском горсуде возобновилось судебное следствие по вызвавшему большой общественный резонанс уголовному делу о драке возле ночного клуба “Чукотка”, в которой погиб один из ее зачинщиков.

Напомним, на прошлой неделе вышестоящая инстанция отменила приговор Медеуского райсуда № 2 в отношении Александра КУЗНЕЦОВА (на снимке), признанного виновным в убийстве Сырыма МУРАТКАЛИЕВА по неосторожности. При этом судья апелляционной судебной коллегии Алматинского горсуда Халимат КЕРИМОВА приняла решение не возвращать дело в райсуд, а возоб­новить судебное следствие во второй инстанции.
Вчера в самом начале судебного заседания адвокаты подсудимого и потерпевшей стороны заявили ходатайства о вызове нескольких свидетелей, а также попросили представить подробности телефонных переговоров Александра Кузнецова, его друзей и друга Мураткалиева Евгения ФРОЛОВА. Все эти ходатайства судья Керимова удовлетворила, за исключением просьбы адвоката Кузнецова Алмы МУСИНОЙ допросить в качестве свидетеля Рафаила ГАРЕЕВА, который ранее рассказывал журналистам, что год назад Сырым Мураткалиев избил его возле “Чукотки”.
В ходе последовавших затем опросов трех экспертов, проводивших назначенные в рамках рассмотрения апелляционных жалоб сторон повторные комплексные комиссионные судебно-медицинскую, медико-криминалистическую и судебно-биологическую экспертизы, выяснилось, что результаты этих исследований не только не противоречат первоначальным выводам о характере травм и причинах смерти Сырыма Мураткалиева, но и дополняют их. В частности, эксперты сошлись во мнении, что нападавшему на Александра Кузнецова было нанесено не менее четырех ударов в лицо “тупым твердым предметом с ограниченной поверхностью”. В ходе досудебного расследования эксперт зафиксировал перелом носа, ушибленные раны и кровоподтеки, что было квалифицировано как легкий вред здоровью, однако не заметил фрагментарный перелом левой половины лицевого отдела черепа. Проще говоря, речь идет о трещине от носа к глазнице и верхней челюсти. По словам председателя экспертной комиссии Тахира ХАЛИМНАЗАРОВА, его коллега пропустил эту травму, потому что не было смещения костей. В совокупности же все перечисленные травмы и ранения расцениваются уже как средний вред здоровью.
Ответили эксперты и на так волновавший сторону потерпевших и общественность вопрос по поводу травм на лбу, переносице и над верхней губой Мураткалиева. После опубликования родственниками Сырыма в соцсетях его посмертной фотографии у многих возникли подозрения, что эти раны нанесены ножом или другим острым предметом. Так вот, эксперты заявили: нож тут ни при чем, это ушибленные раны.
- Повреждения лица отличаются от повреждений других частей тела, - пояснил Тахир Халимназаров. - Кожа на лице может, грубо говоря, треснуть, лопнуть. Удары в лицо и голову могут сопровождаться повреждением мягких тканей. ...Это часто бывает у боксеров, даже в перчатках: кожа лопается, и такие же характеристики: ровные раны с заостренными концами.
Однако объяснения эксперта потерпевшую сторону не удовлетворили, поэтому адвокат Лариса РОМАНОВА и брат Сырыма Даулет МУРАТКАЛИЕВ несколько раз переспрашивали: не появились ли эти травмы из-за удара кастетом?
- Кастет имеет свои следообразующие характеристики, отпечатки, - ответил Тахир Халимназаров. - От него останутся характерные следы. А в данном случае следообразующих отпечатков от какого-либо предмета мы не видим. Поэтому пишем: “твердый тупой предмет с ограниченной поверх­ностью”. Это может быть что угодно: кулак, камень и так далее.
Что касается причин смерти Сырыма Мураткалиева, то она, как и значилось в первом заключении, наступила в результате ушиба головного мозга, сопровождавшегося кровоизлиянием под твердые и мягкие оболочки, в вещество головного мозга, а также линейного перелома затылочной кости. Эта травма согласно заключению экспертов была вызвана падением с высоты собственного роста и ударом о твердую поверхность - бетон или асфальт. Удары в лицо непосредственно не связаны с этими травмами и смертью, однако Мураткалиев рухнул на землю “из-за приданного телу извне ускорения”, считают эксперты.
В ходе судебного заседания также были оглашены результаты исследования ножа, с которым, как говорилось в обвинительном акте, Сырым напал на Александра и порезал ему руку. Дело в том, что в ходе досудебного расследования нож не исследовался. Сейчас эксперты утверждают: следов крови на нем не обнаружено. Это обстоятельство чрезвычайно воодушевило потерпевшую сторону, однако Кузнецов высказал сомнения по поводу того, что по прошествии полугода на ноже могли сохраниться частицы крови. Тем более, заметил он, неизвестно, в каких условиях хранился этот вещдок. Эксперты не смогли ничего пояснить по этому поводу, поскольку нож хранился в полиции.
Закончив опрос экспертов, суд объявил перерыв до 9 ноября - к тому дню должна быть обеспечена явка всех свидетелей. Мы будем следить за развитием событий вокруг этого дела и актуальной темы о пределах самообороны.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА,Алматы

Поделиться
Класснуть