6898

Труби подъём!

Бывший сотрудник компании, занимающейся ремонтом алматинской канализации, требует проверить пять участков системы водопровода, где работы были проведены с многомиллионными нарушениями.

Жители мегаполиса уже привыкли, что с ранней весны до глубокой осени в городе меняют все виды труб - ремонтируют систему отопления, водопровода, канализации и так далее. Для этого перекапывают целые улицы и микрорайоны, уютные дворы превращаются в одну большую яму. Одна из компаний, много лет действующая на этом рынке, - ТОО “AIG”. Ее специалисты могут залатать любую дыру в трубе без многомесячных раскопок, прибегнув к помощи новых технологий. Казалось бы, надо только радоваться, что передовые методы пришли и на нашу землю. Однако, как утверждает бывший сотрудник этой фирмы Алмат МУХАМЕТКАЛИЕВ, ремонт труб нередко проводился лишь на бумаге.
- В ТОО “AIG” я устроился в мае 2009 года разнорабочим, - вспоминает Алмат. - Уже в августе я стал прорабом. Мне доверили новое направление - восстановление трубопроводов инновационным методом. На многих участках в Алматы трубы не менялись десятилетиями - как положили их в советское время, так они и лежат. Конечно, чугунное литье не гниет по 300 лет, но и оно тоже подвержено изменениям, деформациям. Официально срок службы - 25 лет. Понятно, что за эти годы часть системы разрушилась и требует полной замены. Но есть участки, где нельзя просто вырыть яму и все поменять. Например, канализационная труба лежит вдоль всего двора. Если ее выкопать, то жители не смогут выйти из своих квартир - яма будет 15 метров в ширину и 6 метров в глубину. Для этого и придуманы новые технологии. Если объяснять простым языком, то в уже проложенную трубу под давлением заводят стеклопластиковый материал, пропитанный эпоксидной смолой, - так называемый рукав. Он обволакивает стенки изнутри и полностью их закрывает, забивает все трещины, и получается совершенно новая, чистая труба. Разумеется, перед этим трубу тщательно прочищают. В результате увеличивается скольжение воды, при этом затыкаются все дыры, и грунтовые воды больше в трубы не попадают. Пластик - очень прочный материал, который будет служить десятилетиями. Одним словом, этот вид работ - один из наиболее современных и нужных. Колодцы наверху поправили, мусор за собой убрали - и все, никаких следов ремонтных работ.
Уже тогда, шесть лет назад, Алмат обнаружил, что технология соблюдается далеко не всегда.
- Когда я устроился на работу, нас было всего пятеро, - говорит он. - В августе, когда меня повысили, в компании уже трудились 150 человек. У меня в подчинении было 30 сотрудников, и мы занимались пропиткой рукава, то есть должны были подготовить материал к заливке. Было разделение труда: одни отвечали за колодцы, другие чистили трубы техникой, мы же проводили санацию. И вот тогда я впервые столкнулся с тем, что компания не выполняет взятые на себя обязательства. Мы работали на улице Жубанова - меняли весь участок от Малой Саина до проспекта Алтынсарина протяженностью более километра. Генеральный директор Олег НАЗИН отдал мне приказ приступить к подготовке рукава. Этот процесс занимает несколько дней: после того как приготовишь раствор, у тебя есть 72 часа, чтобы пропитать весь рукав и уложить его в трубу. Я тут же созваниваюсь с бригадой, которая чистит трубу. Мне говорят, что работа не выполнена даже наполовину. Чтобы вы понимали: водопроводные и канализационные трубы завалены грудой мусора, который давно превратился в бетон, мы там даже велосипеды находили. И чтобы промыть систему изнутри, нужно много времени. Мне сообщают, что нужна еще как минимум неделя, чтобы подготовить трубу к санации. Я об этом говорю начальству, но мне дают четкий приказ готовить рукав, несмотря ни на что. В итоге мы тратим 15 бочек смолы по 200 кг, но санацию не делаем, потому что трубу не успевают подготовить! А рукав уже все - превратился в пластик. Увозим его с объекта и утилизируем. Мы с ребятами не понимаем, что происходит - огромный ущерб, что делать? Но приезжают чиновники из технадзора и акимата и спокойно принимают работу. То есть по документам по Жубанова лежит новая труба, а на самом деле ее просто помыли изнутри, и на этом ремонт закончился!
Чем больше Алмат работал в AIG, тем чаще сталкивался с халатностью руководства. Его бригаду перекидывали с объекта на объект, и не везде рабочие успевали доделать все до конца.
- На Мауленова - Казыбек би точно так же не доделали 100 метров, - вспоминает Мухаметкалиев. - На Макатаева - Наурызбай батыра где-то 80-90 метров, на Абылай хана - Карасай батыра метров 80, около 100 метров - на Валиханова. Также компания получала заказы и в других городах - Актобе, Кызылорде, Астане, Караганде... И везде оставались недоделки. Чисто внешне определить сложно, все ли сделано правильно - ставят с двух сторон новые колодцы, и все выглядит красиво. Честно сказать, и отношение со стороны руководства было не самое хорошее. В компании страшная текучка, Назин со всеми разговаривает на матах, выгоняет людей пачками, если они не согласны с его методами. После командировки в Кызылорду я решил уволиться. Накопил большой опыт, собрал ребят в свою бригаду и попробовал работать самостоятельно. Но поскольку у AIG больше всего заказов, то пришлось сотрудничать с Олегом. В прошлом году компания получила заказ на миллиард тенге в Караганде, и мою бригаду взяли в качестве одного из подрядчиков.
После этой командировки и произошел окончательный разлад между гендиректором ТОО “AIG” и его бывшим прорабом. Алмат не скрывает, что этот конфликт подтолкнул его к решительным действиям против бывшего начальника.
- Мы тогда проработали в Караганде три месяца, и я решил на неделю съездить домой, - вспоминает Алмат. - Возвращаюсь после отдыха, а меня отстранили от работы. Моих ребят грозят оставить без зарплаты, и они пишут задним числом заявления о приеме в AIG, а меня отодвигают в сторону. Ну что делать? Я уезжаю домой, а через несколько месяцев получаю требование о возврате авансовой задолженности. То есть меня кидают по полной программе - не просто снимают с объекта, а еще и требуют деньги. За то время, что я провел в Караганде, мы прочистили и отремонтировали более километра труб, но почему-то все равно я остался должен. В итоге дело уходит в суд, где от меня требуют несколько миллионов тенге. Суд я проиграл и после этого решил - раз Назин так поступает с людьми, то и с ним надо разговаривать жестко. Я пишу заявление в финпол Караганды, в прокуратуру Алматы, акиму города БАЙБЕКУ. И вот уже несколько месяцев хожу по всем инстанциям с требованием проверить выполненные компанией AIG работы.
Свои обращения Алмат подкрепляет собственноручно подготовленными видеоматериалами. Он обошел все пять объектов, которые считает недоделанными, и с помощью специальной аппаратуры “залез” в каждую трубу. И действительно - там, где по документам есть рукава, на самом деле их нет!
- Страшно представить, какие деньги вылетели в эти трубы, - говорит он. - Стоимость только санации начинается от 52 тысяч и заканчивается 375 тысячами тенге за погонный метр в зависимости от диаметра трубы. Нетрудно подсчитать, что не выполнены работы на десятки миллионов тенге. При этом все акты чиновники подписали, фирма AIG продолжает получать огромные заказы и является основным партнером алматинского акимата и холдинга “Алматы Су”. Кстати, я не раз видел, как Олег приезжал на объекты с высокопоставленными сотрудниками акимата.
Хождение Алмата по кабинетам дает свои плоды - в минувшую пятницу по требованию прокуратуры были взяты пробы на улице Жубанова. Наши корреспонденты побывали на месте и собственными глазами увидели, как все происходило.
- Теперь эти материалы будут изучать специалисты из “Госэкспертизы”, - объясняет бывший сотрудник AIG. - Их задача - установить, есть ли на трубе следы смолы. Хотя даже невооруженным глазом видно, что изъятый кусок чист, потому что рукав мы на него не успели натянуть. Я надеюсь, что в “Госэкспертизе” дадут объективное заключение, тем более руководитель этой организации Аскар СМАНКУЛОВ в свое время работал в акимате и хорошо знает фирму AIG.
Теперь экспертам понадобится не одна неделя, чтобы дать точный ответ на поставленные прокуратурой вопросы. Алмат Мухаметкалиев считает, что это время можно потратить с пользой.
- Нужно взять пробы на всех пяти участках, где ТОО “AIG” не выполнены работы в полном объеме, - говорит он. - Тогда картина будет объективной. И не стоит думать, что я просто свожу счеты с Назиным. Я хочу, чтобы такие важные работы, как очистка водопровода и канализации, проводились качественно, тем более что государство тратит на это огромные деньги. Но я насмотрелся, как этот ремонт проводят на самом деле, поэтому воду из-под крана не пью и детям своим не разрешаю...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее