⇧ Наверх

Нурлан Жумасултанов: Чиновники вынуждают авиакомпании повышать цены на билеты!

Михаил КОЗАЧКОВ

Нурлан Жумасултанов: Чиновники вынуждают авиакомпании повышать цены на билеты!

Новые требования по безопасности полетов ударят по кошелькам казахстанцев, но не станут панацеей от авиакатастроф

Уже с Нового года в гражданской авиации Казахстана начнут действовать новые правила: все перевозчики будут обязаны проходить производственный аудит безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Без сертификата IOSA будет запрещено осуществлять перелеты внутри страны. С одной стороны, Комитет гражданской авиации можно только похвалить — чиновники заботятся о безопасности полетов. Но в то же время не до конца понятно, для чего тогда нужен государственный контроль, если проверять авиакомпании будут международные эксперты, причем за весьма хорошие деньги: первоначальный аудит стоит полтора миллиона долларов, а последующие — порядка миллиона у.е. Не все крупные игроки на рынке авиаперевозок согласны с тем, чтобы доверить жизнь своих пассажиров иностранным проверяющим. Председатель cовета директоров авиакомпании Bek Air Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ объяснил газете «Время», почему международный аудит не спасет от авиапросшествий.
- Мы в течение всего года пытались доказать Комитету гражданской авиации, что нельзя взять и одним приказом министра обязать всех проходить аудит ИАТА, - говорит глава авиакомпании. - Давайте попробуем разобраться. Международная ассоциация воздушного транспорта — это общественная организация. Наше государство, как субъект права, не может быть членом НПО. В то же время, есть межгосударственное объединение - Международная организация гражданской авиации (ИКАО), членом которой является наша республика. А как утверждают сами представители ИАТА, их аудит на 80 процентов состоит из требований ИКАО. То есть казахстанские авиакомпании и так почти полностью соответствуют всем требованиям аудита. Вот и получается, что нам, перевозчикам, сажают на шею еще одну проверку за наши же деньги. Но полтора миллиона долларов — это для «Бек Эйра» огромные деньги.
- То есть вопрос упирается в деньги?
- Вопрос упирается в соблюдение законодательства Республики Казахстан. Мы по законам живем или по понятиям? Комитет гражданской авиации должен подвести законодательную базу под требование о прохождении аудита в неправительственной организации и, в этом случае, отменить свой государственный контроль. Зачем нам тогда Комитет и армия чиновников, если для полетов нужна бумага из НПО? Почему иностранцы должны решать, кому можно летать в Казахстане, а кому нельзя? Есть еще один интересный момент. Авиакомпании, являющиеся полноправными членами ИАТА, в обязательном порядке проходят международный аудит — таково требование самой организации. Однако для ассоциированных членов ИАТА прохождение аудита носит рекомендательный характер. «Бек Эйр» как раз ассоциированный член. То есть в самой ИАТА считают, что не нужно заставлять нас проходить спецпроверку. А в комитете гражданской авиации уверены, что мы обязаны это сделать.
- Почему же Комитет тогда настаивает на получении этого сертификата?
- Я думаю, причин много. Можно предположить, что нас просто вынуждают повысить стоимость билетов. Ни для кого не секрет, что «Бек Эйр» перевозит своих пассажиров по самым низким ценам в стране. Судите сами: мы начали летать в 2011 году и заняли тогда 0,82 процента рынка. На следующий год мы осуществили 1,86 процента всех пассажирских перевозок страны. В 2013 году мы занимали 4,02 процента рынка, а уже в 2014 году начался рост почти до 11 процентов. И вот результат - в уходящем году «Бек Эйр» осуществил четверть всех внутренних перевозок! И это, разумеется, нравится далеко не всем. Наши тарифы влияют на все ценообразование рынка. Если «Бек Эйр» летает из Алматы в Астану за 10 тысяч тенге, то никто не станет покупать билеты по 30-40 тысяч. Наши соотечественники поняли, что сейчас летать стало выгоднее, чем ездить на поездах! А чиновники, вместо того, чтобы радоваться развитию отрасли, придумывают нам новые препоны, в том числе и финансовые. Вот откуда нам взять полтора миллиона долларов? Правильно — повысить стоимость билетов. Несмотря на многоразовую девальвацию, «Бек Эйр» не стал менять тарифы, они весь год находятся на одном уровне. Время сейчас тяжелое, и мы не хотим взваливать на наших пассажиров дополнительные расходы. Почему же Комитет гражданской авиации этого так хочет? Не забывайте, что на нас и так давит финансовый кризис, и именно в этот момент придумали еще одну огромную статью расхода. Неужели доступные цены так всех раздражают?
- Разве плохо, что будет еще одно требование по безопасности полетов?
- Это очень хорошо. Но у нас и сейчас есть сертификационные требования к авиакомпаниям, без соблюдения которых к полетам не допустят. Ну а если вы так хотите соответствовать международным стандартам, внесите в сертификационные требования пункты из аудита IOSA, то есть сделайте все по закону! Вы поймите: наличие международного сертификата не гарантирует стопроцентную безопасность. Вот простой пример — наши коллеги из SCAT с гордостью заявляют, что получили сертификат IOSA. А у аэропорта Актау есть международный сертификат ISAGO — это аудит ИАТА по наземной безопаности. Однако мы все видели, что случилось в июне этого года — в Актау сгорел «Боинг», принадлежащий SCAT. То есть сертификаты не помогли, так получается?
- Это могло быть стечением обстоятельств.
- Возможно. Но есть анализ авиакастроф, произошедший с 1999 по 2015 годы. Туда, кстати, включен и самолет SCAT, упавший в январе 2013 года. Так вот: из 78 потерпевших крушения авиалайнеров 45 принадлежали компаниям, прошедшим Международный аудит IOSA! А это больше половины — около 58 процентов. 24 разбившихся воздушных судна относятся к авиакомпаниям, не имеющим сертификат — это 30 процентов. Наконец, еще 9 самолетов принадлежали государственным организациям — министерствам, ведомствам и так далее, то есть им проходить проверку ИАТА не нужно. Так что статистика говорит не в пользу этого аудита. Наконец, еще один важный аргумент — наличие сертификата IOSA не означает, что авиакомпании разрешено осуществлять полеты в Европе. То есть мы должны пройти международный аудит, но за границу нас все равно не пустят! Вам не кажется это нелогичным?
- Почему ваши аргументы не услышали в Комитете гражданской авиации, Нурлан Тулеубаевич?
- Боюсь, что цель чиновников — просто переложить ответственность за авиапроисшествия на некую неправительственную организацию, вот и все. Случись что-то страшное, где мы будем искать ответственных — в штаб-квартире НПО? Что интересно, аудит должны проходить компании, совершающие регулярные рейсы, а те, кто летают как чартеры, освобождены от этой обязанности. Получается, жизнь людей, выбирающих чартеры, не так важна? Одним словом, вопросов много. Поэтому мы уже написали письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность приказа, обязывающего нас проходить еще одну проверку. Кроме того, мы уже обратились в суд. Эти органы и должны установить, могут ли международные неправительственные организации осуществлять контроль за всеми пассажирскими перевозками в Казахстане.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Комментарии 10
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Papa7
23 декабря 2015, 21:38
Мафия бессмертна! Скатившийся ниже плинтуса СКАТ и Эйр Астана начали терять клиентов и деньги, вот решили чужими руками приструнить конкурента. В один из городов страны летает только СКАТ и билет в одну сторону стоит почти 28000 тенге, а в соседний город летает Бек Айр за 13000 тенге. Есть разница?!
Ссылка
kapec
23 декабря 2015, 22:57
SCAT odin samolet uronil vtoroi sgorel no u kompanii est sertificat IATA. Gde logika?
Ссылка
99990
24 декабря 2015, 16:18
Только сотрудники Бека отписались походу)))))
Ссылка
avia_tor
25 декабря 2015, 12:51
Получается, коммерсант Жумасултанов больше заботится о народе, чем чиновники из Комитета гражданской авиации? Он должен думать, как побольше денег содрать с людей, но наоборот делает самые дешевые билеты. А министр Исекешев, который должен думать о налогоплательщиках, своим приказом вынуждает казахстанцев платить за билеты дороже. Идиотизм.
Ссылка
Kypchack
25 декабря 2015, 13:42
Вообще-то господин Жумасултанов лукавит, стоимость прохождения аудита IOSA не превышает 70 тысяч долларов США. И у всех восьми сертифицированных по миру аудиторских организаций одинаковые расценки.
Ссылка
avia_tor
25 декабря 2015, 13:54
70 тысяч долларов? Авиакомпания с долей рынка 24 процента не стала бы поднимать шум из-за 70 тысяч долларов. Покажите документ или ссылку дайте, где прайсы.
Ссылка
Белл Грен
25 декабря 2015, 13:31
Вот такие аудиты и мониторинги проводимые международными организациями затягивают страну в полную зависимость. Кому то это выгодно, надо разоблачать таких деятелей, которые за лоббирование получают свой куш. Ну это уже другая история.
Ссылка
KIMS
25 декабря 2015, 13:56
ХАХАХА. Скат имеет сертификат безопасности, но при этом спалил свой самолет в Актау!
Ссылка
karazhorga
28 декабря 2015, 18:49
Нурлан-мырза - нагыз патриот! Бьется за свой народ а не за свои деньги. Из Кызылорды летают только Бек Эйр в Астану. Очень дешево и самолет тихо летает. Рахмет, ага.
Ссылка
Раджиматов Фархат
15 февраля 2016, 13:12
Бек эйр мне импонирует. Но в борьбе за открытие полетов в Европу злить международных аудиторов не стоит. Я читал что он с гордостью пишет про обучение курсантов, но почему обучает на стареньких Фоккерах? Когда и Скат и Бек эйр закупает Суперджеты. Нужно смотреть вперед и обучать курсантов на лайнерах 21 века.ПС Ну и конечно спасибо за низкие цены!! Астане в ответ тоже пришлось сбросить цену!
Ссылка
Астропрогноз
с 28 июля по 3 августа

Золотые слова

«- Скажу по-мужски: с вами или без вас (вопрос только в этом), но будет лучше. »

Александр ЛУКАШЕНКО, президент Белоруссии:
Сказано на совещании с Госпогранкомитетом РБ.
Вопрос на засыпку

Подчиненные акима Шымкента Габидуллы АБДРАХИМОВА распространили сообщение о том, что мэр Лондона Садик ХАН прислал их шефу телеграмму, в которой выразил надежду на «плодотворное сотрудничество между городскими администрациями Шымкента и Лондона».

С чего это они?

Вопрос на засыпку

Где вы ищете информацию в чрезвычайной ситуации?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии