4402

Постоим - увидим

Во вторник нам удалось узнать, какими могут быть платные автопарковки в Алматы

В городе уже вовсю идет тестирование парковочных терминалов, которые в скором времени могут появиться в мегаполисе. Определен и квадрат улиц, где они будут установлены в первую очередь. Но пока непонятно, какая именно компания будет реализовывать этот проект. 70 процентов доли ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” выставили на торги. Лишь в конце месяца станет известно, кто будет новым хозяином компании, под крылом которой работают “зеленые жилеты”. 

О том, что система платной парковки автомобилей будет изменена, заговорили ровно три месяца назад, в тот момент, когда в Алматы было официально запрещено взимание платы за стоянку машин вдоль улиц. Тогда с дорог сгинули платные парковки старого образца, зато выжили “жилеты”, на спинах которых теперь красуется надпись “Без оплаты”.
Сейчас забавно наблюдать, как автомобилисты, которые еще полгода назад на чем свет стоит клеймили “зеленых человечков”, теперь то ли из жалости, то ли по привычке заботливо протягивают им вожделенные 100 тенге. Справедливости ради как автолюбительница скажу: тех, кто нагло требует деньги за услугу, за которую мы, в общем-то, не обязаны были платить и до этих нововведений, стало гораздо меньше. За три месяца уволили 20 нерадивых парковщиков, и это, судя по всему, произвело впечатление на оставшихся в рядах “жилетов” коллег.
Теперь в ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” ждут перемен. В течение месяца компанию должны передать в доверительное управление инвестору. Он-то и будет вкладывать деньги в амбициозный проект платных парковок.
- Есть несколько вариантов платежных терминалов, которые мы сейчас тестируем, - прокомментировал “Времени” директор ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” Марат ПРИНБЕКОВ (на снимке). - Примерно через полтора месяца будет решен вопрос с финансированием. Тогда мы привезем первый терминал, на котором остановим свой выбор, и вы сможете воочию увидеть, как он работает.
- Если проект будет финансировать частный инвестор, то и часть денег, как и раньше, он будет забирать себе?
- Да, так и будет. Но говорить о каких-то конкретных суммах пока рано. Все будет зависеть от вложений, которые уйдут на реализацию проекта. Мы планируем, что первые терминалы заработают уже летом. Порядка четырех месяцев займет сам процесс: нужно будет привезти оборудование, поставить его и т.д. Так что, как только будет финансирование, мы этим займемся, потому что все наработки уже есть.
- Терминалы будут устанавливать там, где прежде функционировали старые - в основном в центре города?
- Конечно, мы рассматриваем и те участки, о которых вы говорите. Но с самого начала решили отойти от центра и начать пилотный проект в квадрате улиц Фурманова - Гоголя - Калдаякова - Райымбека. Могу сказать, что аппараты будут совершенно другими, их не нужно будет куда-то подключать, устанавливать дополнительные столбы. Подходите к парковке - у каждой будет свое цифровое обозначение, набираете эти цифры, затем вводите номер своей машины и время стоянки. Оплачивать ее нужно будет сразу после парковки. Мы предполагаем, что большинство граждан для этого будут пользоваться различными мобильными приложениями и производить оплату через SMS. У нас не будет купюроприемников - только монеты. И постепенно мы хотим отучить людей от наличных. Мы изу­чали опыт россиян. В Краснодаре, где стоят подобные терминалы, 60 процентов оплаты идет через мобильные приложения, 30 - через SMS и всего порядка двух-пяти процентов - наличными. Мобильные способы удобны тем, что благодаря им автомобилист может получать сдачу. Например, подъехал к магазину, оплатил час стоянки, но вернулся, допустим, через двадцать минут. Система вернет тебе деньги за оставшиеся сорок. А вот в случае оплаты наличными терминал сдачи не даст.
Полная картинка предстоящих изменений должна появиться уже весной, когда будут определены инвестор и объемы финансирования. Удастся ли властям реализовать очередной, уже третий по счету проект городских платных парковок? Или же он прикажет долго жить, как и его предшественники?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть