3106

Они просто другие

Международная правозащитная организация Article 19 (“Артикль 19”) впервые в Казахстане провела исследование о взаимоотношениях общества и представителей сексуальных меньшинств. О том, почему организация, позиционирующая себя прежде всего как ярый поборник права на свободу слова, занялась такой щекотливой темой и что из этого получилось, в интервью “Времени” рассказала представитель “Артикля 19” в Центральной Азии Рината АЛИБЕКОВА (на снимке).

- Предлагаю начать наш разговор с вашего ответа именно на этот вопрос: зачем вашей организации нужно заниматься проблемами людей нетрадиционной сексуальной ориентации?
- У представителей ЛГБТ-сообщества точно такие же права, как и у всех остальных людей. Они имеют такое же право на свободу выражения, право на мирные собрания, право на объединение. Но получается так, что представители сексуальных меньшинств изолированы от всего остального общества. И мы как правозащитная организация не можем пройти мимо этой проблемы. Ее надо решать! Кстати, меня смешит то обстоятельство, что когда заходит речь о правах ЛГБТ-сообщества, все начинают бояться их гей-парадов! Но если демонстрации и другие шествия невозможны в принципе без разрешения властей, как можно бояться гей-парадов?
- Но неужели в нашей восточной стране, где сильны традиционные семейные ценности и потому достаточно консервативное общество, так много представителей ЛГБТ-сообщества, что назрела проблема защищать их права и отстаивать интересы?
- По данным зарубежных исследователей, в число ЛГБТ входит каждый десятый человек на планете. Исходя из этого можно предположить, что только в Алматы это около 150-200 тысяч человек. Но подавляющее большинство из них не раскрывает своей тайны даже перед самыми близкими родственниками и членами своей семьи. Так что точных данных вам никто не назовет. Мы пытались это вы­яснить - тщетно.
- Вы работаете с группой, которая полностью находится в тени. Об этих людях если и говорят, то только в негативном ключе. Вспомнить хотя бы инициативы наших депутатов ввести уголовную ответственность за сексуальную связь между лицами одного пола. В этой ситуации как вы намерены продвигать свои идеи в защиту сексуальных меньшинств?
- Конечно, уровень их страха перед всем остальным сообществом пока настолько высок, что ни один представитель ЛГБТ не может публично признаться ни в своей ориентации, ни в своей идентичности. И тем не менее мы сейчас хотим попытаться вывести из тени тех, кто недоволен своим положением, кто сталкивается с проблемами, но при этом опасается говорить о них. В рамках нашего проекта мы провели исследование, как реализуется право на свободу выражения, позиционирования представителей ЛГБТ. Замалчивание их проблем в СМИ, некорректное освещение приводит к тому, что наше общество искренне считает, что таких людей в нашей стране попросту нет! И в этой ситуации лучшим выходом стала бы обратная связь с их стороны. Но, увы, сейчас это невозможно, потому что последствия непредсказуемы - они могут столкнуться с ненавистью, преследованиями и насилием. Агрессии не хочет никто. Вот и получается порочный круг: права ЛГБТ-сообщества нарушаются, но говорить об этом никто не решается.
- В чем же выражается нарушение их прав?
- Возьмем ситуацию вокруг трансгендеров, о которых писала ваша газета. Чтобы получить юридическое признание своего пола, человек должен пройти через операцию по смене пола. Если же он не готов к этому, все остается как есть. Человек выглядит не так, как в документах, а значит, не может официально устроиться на работу, не может учиться. Возникают проблемы практически во всех сферах жизни. Даже в медицинских учреждениях по отношению к таким людям очень распространена дискриминация.
Например, в ходе исследования мы познакомились с бывшим студентом факультета журналистики одного из вузов Алматы. Человек после второго курса превратился из женщины в мужчину и на третьем курсе уже выглядел совершенно по-другому. И его отчисляют из института! Учиться он не может, работать - тоже, поскольку документы остаются прежними. В итоге человек устраивается на низкоквалифицированную работу, причем нелегально. Тут нарушаются и его социальные права, и экономические, не говоря уже о таких фундаментальных, как право на достоинство, личную жизнь и т. д.
Или вот такой случай. Летом прошлого года в Усть-Каменогорске двое мужчин насмерть забили своего приятеля-гея. Он, выпив водки в их компании и расслабившись, в душевном порыве признался в своей сексуальной ориентации. В суде убийцы заявили: их оскорбила его ориентация и тот факт, что они пили из одного стакана. Суд вынес достаточно суровый приговор: одному 15, другому 16 лет лишения свободы. Но при этом мотивом к совершению преступления суд указывает хулиганские побуждения! В перечне отягчающих обстоятельств в уголовном законодательстве есть пункт “преступление на почве ненависти”, но в перечне причин ненависти нет пункта “по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности”. И мы прекрасно понимаем, что на фоне сегодняшних нравов и настроений в обществе в целом, наверное, невозможно будет добиться принятия такой нормы.
- И что же вы конкретно предлагаете, что собираетесь делать в защиту секс-меньшинств?
- Мы провели мониторинг, сделали определенные выводы и определили зоны, в которых возможны изменения. Однозначно мы должны заниматься вопросами безопасности представителей ЛГБТ-сообщества, и не абстракт­но, а предлагать им практические инструменты для того, чтобы обезо­пасить себя. Мы намерены создать некую памятку, инструкцию по правовым вопросам, которую будем распространять на казахском и русском языках. Провели тренинги для лиц нетрадиционной секс-ориентации. Мы надеемся, что эти люди помогут распространить подготовленные нами материалы. Ведем тренинги для журналистов, чтобы они правильно и корректно освещали связанные с ЛГБТ темы. Кстати, сталкиваемся с любопытными результатами. В обществе существует стереотип, что казахскоязычные журналисты более консервативны, более непримиримы в своем отношении к рассматриваемой нами теме. Но, оказывается, многие из них просто никогда не получали информацию в полном объеме. И надо отметить, некоторые меняют свое мнение.
Надо менять отношение общества к сексуальным меньшинствам. У нас ведь до сих пор гомосексуальность путают с педофилией! У нас до сих пор считают, что если это не преступление, то уж точно заболевание. И мы сейчас пытаемся развеять эти мифы. Например, показать, что гей - это нормальный человек, кандидат медицинских наук, у него масса личных достижений, он занимается благотворительностью и т. д. И он никого не насилует, а находится в абсолютно добровольных отношениях с другим мужчиной. И это их личное дело.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть