3214

Ушли в разрыв

Алмаз БУЛЕКБАЕВ: “Местные власти испугались позитивных изменений”.

Из-за чего закрыли единственный в Алматинской области благотворительный проект по обучению строительным профессиям?

Летом 2014 года в селе Ушконыр Карасайского района Алматинской области с большой помпой открыли центр по обучению строительным профессиям. Местный колледж выделил отдельно стоящее здание, куда немецкая фирма “Кнауф” безвозмездно завезла дорогостоящее оборудование, а вдобавок взяла на себя обязательство не только обеспечивать центр расходными материалами, но и финансировать. Студенты колледжа получили возможность обучаться азам профессии совершенно бесплатно - класть гипсокартон, штукатурить, собирать различные конструкции. Но не прошло и полутора лет, как вокруг учебного центра началась настоящая война. Руководство колледжа в ультимативной форме потребовало от директора благотворительного фонда “Камкор XXI Век” Алмаза БУЛЕКБАЕВА, придумавшего этот образовательный проект: или передаешь все имущество на наш баланс, или уходишь. После этого соглашение о сотрудничестве было разорвано.

- Нашему фонду уже больше 10 лет, - рассказывает Алмаз Булекбаев. - “Камкор” объ­единяет группу меценатов, которые помогают детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями, социально уязвимым слоям населения. Начинали мы с того, что возили высококвалифицированных врачей в труднодоступные уголки нашей страны - осматривали малышей, беременных женщин, пробивали им квоты на госпитализацию. Помогали детской колонии, в женскую зону отправляли докторов, чтобы обследовать родившихся в неволе младенцев. А с 2010 года мы начали заниматься образовательными программами - открыли учебный центр в Алматы. Оборудование нам дали безвозмездно, расходы по зарплатам педагогов взяли на себя спонсоры. В общем, все было прекрасно. Вдохновленные первым успехом, в 2013 году мы совместно с Палатой предпринимателей Алматинской области решили открыть центр в Ушконыре - на родине президента. Тогда как раз прозвучал призыв главы государства о необходимости развивать дуальное образование. И поначалу все было хорошо - заключили соглашение с колледжем, завезли все необходимое, студенты к нам пошли, включились в программу “Дорожная карта занятости”. В общей сложности за первый год в центре прошли обучение около 100 человек.
Отношения с руководством колледжа в ту пору были настолько безоблачными, что, помимо уже существующего центра, Алмаз Булекбаев решил открыть еще и курсы для парикмахеров: нашел мецената, оплатившего покупку нового оборудования, и фактически создал на базе колледжа салон красоты, дав учащимся возможность осваивать еще одну востребованную профессию.
- Идея пришла в голову случайно, - вспоминает директор фонда. - Ко мне подошла студентка и спрашивает: можно я к вам в центр буду ходить? Я удивился: а в чем проблема? Она мне говорит: ну я по профессии буду сварщиком, а у вас гипсокартон кладут… Я спрашиваю: а ты кем вообще хочешь стать? Она отвечает: парикмахером, только денег на учебу нет. Я обзвонил друзей и знакомых, и в конце концов нашелся спонсор, который купил мебель на миллион тенге, более того, он готов был оплачивать аренду, пригласить мастеров-педагогов... Составили договор, передали его руководству колледжа и 10 месяцев ждали ответа. То же самое - и с залом для борьбы.
Спортивный зал - отдельная история. Одно из пустующих помещений решили переделать для тренировок борцов. А заниматься с местными мальчишками согласился сам Бахтияр БАЙСЕИТОВ - чемпион мира по вольной борьбе.
- Мы думали открыть парикмахерские курсы и зал для борьбы красиво, один из меценатов даже пригласил российскую оперную звезду Евгению ЛАГУНА, - вспоминает Булекбаев. - В общем, у нас все готово, и тут руководители колледжа преподносят неприятный сюрприз: никакого открытия не будет! А между прочим, эта певица очень большое внимание уделяет благотворительности, помогает детским домам, вот и к нам она прилетела совершенно бесплатно. И что же? Мероприятие сорвано! Хорошо, придумали другую программу - в Талдыкоргане как раз был Форум победителей, приуроченный к президентским выборам. Аким области с Евгенией пообщался, цветы ей подарил. Все остались довольны. А представьте, если бы мы Амандыку БАТАЛОВУ (аким Алматинской области. - М. К.) сказали, что его гостье запретили приезжать в Ушконыр?!
...Тогда Булекбаев даже не предполагал, что та досадная осечка станет началом череды конфликтов.
- Осенью мы получили новую партию расходных материалов - гипсокартон, профили, шурупы и так далее, - говорит глава “Камкора”. - Директор (колледжа. - М. К.) Жуфаргуль ЧИГАМБАЕВА потребовала поставить все это на баланс учебного заведения. Я удивился: мы даже на баланс фонда ничего не ставили, это же благотворительная помощь! А через какое-то время нам пришло уведомление о расторжении соглашения.
Спрашивается, почему же этот обоюдополезный - и для учащихся, и для государства - проект потерпел фиаско? У Алмаза Булекбаева готов своей ответ.
- Колледжем фактически руководит заместитель директора Берик АМАНОВ, - уверяет он. - Он тут полтора десятка лет был директором, а потом поставил вместо себя Чигамбаеву, но остался серым кардиналом. Его жена - заместитель акима Карасайского района Галия АМАНОВА. Помню, сразу после назначения она меня вызвала вместе с директором и отчитала. Я вообще ничего не понял - мы же ей не подчиняемся, откуда претензии? А ее муж почувствовал, по моему мнению, что в колледже начались позитивные изменения и это угрожает его власти. В итоге, когда наш центр закрыли, я у студентов и преподавателей спросил: вам от этого лучше стало? И тут мне начинают жаловаться: мол, Аманов держит всю власть в своих руках, люди жалуются на поборы! Все выпускные группы сдают деньги, чтобы получить дипломы, - по 15 тысяч с человека. Педагогов тоже обложили данью - в месяц по тысяче тенге, даже уборщицы сдают по 500!
Собрав несколько заявлений от студентов, Булекбаев написал жалобы в несколько инстанций. В колледж нагрянула прокурорская проверка, по итогам которой стражи закона вынесли решение: разрыв договора с учебным центром правомерен. А тех, кто пожаловался на поборы, прокуроры даже не опросили!
- Мне Аманов в лицо говорил: жалуйся куда хочешь, я со всеми разведу! - вздыхает Алмаз. - Выходит, так и получилось. Мы запускаем центр, выполняя задание главы государства по развитию дуального образования, причем обучаем детей совершенно бесплатно, а за это нас просто выставляют на улицу! Более того, колледж идет к нашим спонсорам и предлагает работать без нас - типа зачем нам лишние посредники? Но наши друзья-меценаты связываться с этими людьми не хотят.
Мы попытались встретиться с директором колледжа и даже выехали в село Ушконыр, но вот незадача - аккурат перед нашим визитом Жуфаргуль Алдибаевна ушла на больничный. Зато в бухгалтерии колледжа мы встретили самого Берика Аманова - того самого всемогущего заместителя директора. У него - своя правда. По его словам, учебный центр мог бы и дальше спокойно работать, если бы все документы были оформлены правильно.
- Я директору не раз говорил: чтобы открыть центр, нужен приказ уполномоченного органа, в нашем случае - управления образования. У нас такого приказа не было. У нас директор (колледжа. - М. К.) молодой, я ей говорил: без приказа не открывай, прокуратура придет - хлопнет! Она все-таки открыла и тем самым 7-8 законов нарушила! Эти люди ей позвонили сверху, надавили, и она, побоявшись за свое место, дала разрешение.
Между тем ни в уставе колледжа, ни в положении об учебном центре (эти документы были нам продемонстрированы) нет ни слова о приказе управления образования! Черным по белому там указано: центр создан на основе соглашения между региональной Палатой предпринимателей, фондом “Камкор” и колледжем. Следующим пунктом разъясняется дальнейший процесс: директор колледжа должен своим приказом создать центр как структурное подразделение учебного заведения и назначить директора. Вот этого приказа как раз и нет! Так, может быть, еще не поздно оформить все документы - и за работу! Или дело все-таки не в бумагах?
- Соглашение разорвали, потому что пользы от центра не было, - признается наконец Аманов. - Когда они открывались, нам сказали: наши мастера будут там работать, дополнительная зарплата будет, наш директор там будет. Учителя все согласились, мы в отпуск не пошли, целый месяц работали бесплатно. Несколько месяцев проходит - там другие мастера появились, а наши не нужны. Где наша зарплата?
Впрочем, г-н Аманов так и не дал внятного ответа на наш вопрос: проходили ли студенты практику в цент­ре?
- Если хотя бы 20 детей там было, хотя бы один мастер получал зарплату, мы бы молчали, - говорит замдиректора колледжа. - Но он в этом фонде (имеет в виду Булекбаева. - М. К.) на того вышел, на этого вышел... Между нами говоря, просто отмывал деньги. Дипломы-сертификаты выписывал направо-налево. Материалы на 3,5 миллиона привез - через бухгалтерию ничего не проходит. Отмывка денег идет! Поэтому сейчас прокуратура решает, кого наказать. Прокуратура сама боится, потому что там большие люди за ним. А все должно быть по закону! Через год, через два прокуратура придет и будет проверять.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА,Алматинская область

Кто прав, а кто виноват в споре вокруг недавней гордости Карасайского района - решать не нам. Но все-таки было бы правильнее, если бы все обстоятельства этого конфликта изучили не местные проверяющие, а кто-нибудь повыше - хотя бы областного уровня. А то интересно как-то получается: то с пафосом открывают учебный центр, то со скандалом закрывают. Студенты и преподаватели жалуются на коррупцию, а их сигналы даже не проверяют. Неужто властям Алматинской области нет дела до того, что происходит на родине Елбасы?

Поделиться
Класснуть