⇧ Наверх

“Оңай!” по-стамбульски

Ольга ВОРОНЬКО

Власти Павлодара готовятся перевести городской общественный транспорт на электронную систему билетирования пассажиров, но при этом обещают не повторить ошибок алматинских коллег и учесть западный опыт. Корреспондент “Времени” ознакомилась, как работает эта система в крупнейшем городе Турции - Стамбуле.

Это поразительное изобретение властей бывшей турецкой столицы - истамбулкарт! Каждый уважающий себя и бережливый турист должен приобрести эту карту сразу же, немедленно по прилете в Стамбул в аэропорту Ататюрка. Чтобы уже на все время пребывания в вечном городе забыть про транспортные расходы.
Итак, что придумали стамбульцы? Открыли по городу 1600 специализированных киосков и тысячи автоматов по продаже истамбулкарт, которую за шесть лир (два доллара) можно также приобрести во многих других, не специализированных киосках. В отличие от жетонов на разовый проезд стоимостью четыре лиры и действующих не во всех видах общественного транспорта, истамбулкарт можно расплачиваться везде, кроме такси.
Проезд по ней обойдется вам на порядок дешевле - чуть больше двух лир. Но это, подчеркну, только за одну поездку. Если же вы едете с пересадками, в течение двух часов действует система скидок. А закончив свой визит в Стамбул, карточку можно сдать в тех же киосках и получить свои шесть лир.
Вычитав все это во Всемирной сети еще дома в Павлодаре, я купила карту в Стамбуле в первом попавшемся мне журнальном киоске и отправилась на пристань Кабаташ, что на европейском берегу Босфора. Мой путь лежал в Азию - в город Кадыкей, на двухэтажном пароме, который в Стамбуле тоже является общественным муниципальным транспортом. Приложила карточку к монитору на турникете - высветилась оплаченная сумма: две лиры 45 курушей - и остаток на счете (к слову, покупая карту, я закинула на нее 30 лир, которых вполне хватило на весь мой турецкий вояж). Пройдясь в Азии по местным тихим улочкам, вновь села на паром. Монитор показал оплату, но уже 1,75 лиры. Чувствуете разницу?
Кстати, замечу: весь Стамбул - это сплошные крутые подъемы и спуски. Для тех, кто не хочет подниматься 600 метров от пристани до площади Таксим, работает еще один экзотический для нас вид общественного транспорта - фуникулер в виде подземной электрички. Приложила карточку - и вуаля: сумма оплаты проезда снизилась до 1,25 лиры. Проводить дальнейшие эксперименты, чтобы посмотреть, что будет при оплате четвертой и последующих пересадок, я не стала, так как не ставила себе такую задачу вообще. Но за третью пересадку, в метро, с мой карточки сняли всего 0,85 лиры. А были люди (я подглядела), которые платили и 0,30 лиры!
Видимо, городские власти переживают: раз не могут они обеспечить своим и чужим гражданам беспересадочный проезд в общественном транспорте, нужно как-то компенсировать затраты людей.
В голову тут же полезли мысли о родном Павлодаре, в котором скоро тоже собираются вводить электронную оплату проезда, а пока “оптимизировали” работу местного общественного транспорта. В результате этой оптимизации с 1 января этого года маршрутные такси убрали с центральных улиц Павлодара и переместили их на второстепенные. Но проблема в том, что больших автобусов в городе катастрофически не хватает, поэтому довольно существенную часть перевозок осуществляют именно маршрутки. Тут народ и ахнул: теперь-то придется ездить с пересадками!
На возмущение земляков зав­сектором транспорта городского отдела ЖКХ Марат АСЫЛБЕКОВ был спокоен:
- Мы действуем в рамках закона. А там не сказано о том, что мы должны обеспечить беспересадочное движение всем желающим.
Транспортную тему на отчетной встрече с населением, пока я была в Стамбуле, продолжил аким Павлодара Булат БАКАУОВ.
- Да, сейчас есть неудобства, - процитировали его местные СМИ. - Необходимо пройти 100-200 метров, может быть 400, чтобы пересесть и доехать. Кому-то нужно две пересадки делать. Но это жизнь! И это не проблема - это вопрос не­удобства некоторых граждан.
А вот интересно: если бы павлодарский общественный транспорт был в коммунальной собственности, пошли бы власти-реформаторы на внедрение системы скидок при пересадках, как это предусмотрено в Стамбуле?.. Да о чем я говорю!

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар - Стамбул

Темы: Испытано на себе
Загрузка...
Комментарии 5
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
pluton
20 февраля 2016, 10:50
Хорошая статья! А ходить 200-400 метров это даже полезно. Люди совсем обленились, не хотят двигаться. Отсюда и диабет и другие болезни. Потом сидят в очередях в поликлиниках все. Есть только одна ошибка в статье. Кадыкёй это не другой город, а один из районов Стамбула в азиатской части города.
Ссылка
Воронько
20 февраля 2016, 12:56
да, Кадыкей - это часть Стамбула
Ссылка
robopak1988
22 февраля 2016, 09:38
Конечно полезно, только в Павлодаре температура в -30 не редкость, так что 400 метров могут очень дорого стоить.
Ссылка
SM
20 февраля 2016, 11:26
Да, что пристали к акиму Павлодара, сам он общественным транспортом не пользуется, ну подумаешь одна-две пересадки, у него таких проблем нет.
Ссылка
alex231278
22 февраля 2016, 12:01
Ха! Нашли что сравнивать Туркей и Казакию! У турков там все по чесноку, а у нас из-за этих карт просто станет не выгодно тоошкам ипэшникам и частникам автобусы запускать! Так как при распределение бабок от карт многих кинут! Вот увидите скоро в Алмате будут совсем убитые автобусы так еще и ждать их будете по часу минимум! Это Вам "пророк" сказал!
Ссылка
Астропрогноз
с 22 по 28 сентября

Золотые слова

«- Ничё, надо верить в чудо. Чудо случится!»

Габидулла АБДРАХИМОВ, аким Шымкента:
Сказано родителям ВИЧ-инфицированных детей на встрече в реабилитационном центре “Болашак”.
Вопрос на засыпку

Аким Карагандинской области Нурмухамбет АБДИБЕКОВ пригрозил не пустить того работодателя, который допускает задолженность по зарплате "на бои Головкина в Штаты", а также "отключать у него в коттедже электроэнергию, воду, канализацию".

К чему это приведёт?

Вопрос на засыпку

Когда вы пользуетесь услугами такси, вас больше всего возмущает, если водитель…

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров