5497

Нас опять прокатили,

или Куда газует общественный транспорт Алматы?

В последнее время я, автолюбитель со стажем, стараюсь чаще ездить на общественном транспорте. И всякий раз после таких вояжей, к сожалению, убеждаюсь в том, что мантра городских властей “превратим Алматы в город для людей, а не для автомобилей”, которую любит повторять нынешний аким Бауыржан БАЙБЕК, так и останется только красивым набором слов.

При той системе общественного транспорта, которую мы имеем сейчас, и видя, как убого она реформируется, владельцы собственных авто - готова идти на спор! - ни за какие коврижки не откажутся от своих железных коней. Вы бы отдали ключи от пусть и малогабаритной, но собственной квартиры и переехали бы в крохотную комнатушку в общаге с неспокойными соседями и злыдней-комендантшей на входе? Купились бы на клятвенные уверения типа “Поверьте, это временный вариант. Скоро все наладится, и у каждого будет своя новенькая квартира, а встречать вас будет милая бабушка-вахтерша”? Так что жить в общаге у нас приходится тем, у кого на квартиру (читай - собственное авто), увы, пока нет денег (тех, кто совершенно равнодушен к рулю, очень мало, поэтому речь не о них).
То, что вскоре общественный транспорт изменится, мы слышим не первый год. Но автобусно-троллейбусный воз и ныне там. Пару дней назад я почти 40 минут ждала автобус № 37. Стойко, из принципа. Потом он плелся по пробкам, собирая по пути таких же недовольных, как я. На одной из остановок в салон вошла женщина - и сразу к водителю: “Дайте мне телефон автопарка. Это что такое? Я целый час стояла на остановке!” Тут же набрала номер.
- Что значит нет автобусов? Да как вы со мной разговариваете?! - беседа длится от силы секунд десять.
- Представляете, у них, оказывается, все автобусы на ремонте! - уже обращаясь к пассажирам. - И так после работы идешь уставший, так еще и с транспортом бардак!
- А ты дома сиди, - на свою беду парирует водитель.
Дамы в автобусе тут же объясняют ему, где его место, а попутно склоняют на чем свет стоит и городские власти.
В последнее время забава “стойкий пассажир” становится общегородской. Для тех, кто не в курсе, объясняю правила: сначала нужно дождаться нужного маршрута, потом, если вам не повезло жить рядом с конечной остановкой, втиснуться в автобус, ну а после выйти из него - при количестве пассажиров на квадратный метр, напоминающем плотность населения в Китае, это получается не всегда. Что делать по пути? Попытаться не возненавидеть все человечество, особенно тех, с кем в этот самый момент приходится делить пространство.
Но вот в автобусы 73-го маршрута, которые едут практически через весь город от вокзала Алматы-1 в Горный Гигант, можно попасть только на первых пяти-шести остановках. Что прикажете делать остальным? Если вы спешите на работу - ничего не остается, как ловить такси, тем самым помогая улучшить экологическую обстановку в городе, о которой так печется наш молодой и энергичный аким.
- Девушка, почему 73-й маршрут приходится ждать по 40-50 минут? - звоню в профильный автопарк.
- У нас мало автобусов, почти все на ремонте, - откровенно признаются на том конце трубки. - Ждем, когда их починят.
- Все одномоментно сломались?
- Не все, но сломались. Что теперь поделать? На 73-м маршруте сегодня (23 февраля. - О. А.) всего лишь 11 машин, а должно быть 19. Как только запчасти закупят, так сразу все наладится.
А ведь самые первые из этих автобусов, на газовом топливе, город приобрел всего пять лет назад. Вспомним, как все начиналось. Переливающиеся на солнце симпатичные бело-голубые коробки марки Yutong и такой же светящийся от счастья тогдашний аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ, который принимает новую партию экологичных автобусов. Каждый раз с помпой, толпой представителей СМИ и речами, посвященными тому, как городской общественный транспорт спасут муниципальные автопарки, состоящие сплошь из тех самых “ютонгов”.
Новый аким, который, по большому счету, продолжает делать все то, о чем говорил прежний, от муниципального парка все же предпочел избавиться, передав его в управление ТОО “Green bus company”, зарегистрированному в Южно-Казахстанской области. Теперь именно эта фирма будет поднимать наш, алматинский, общественный транспорт. Что нам говорят сейчас? Что именно частная компания сможет привести его в чувство. Придется принять на веру и в этот раз. И подождать, пока начнут говорить что-то новенькое. Ведь этот вариант тоже может не сработать. Ведь говорили же, что проблемы алматинского общественного транспорта разом решит внедрение электронного билетирования. Система появилась, а проблем стало еще больше.
Готовя этот материал, я связалась по телефону с руководителем ТОО “Green bus company” Баурджаном КУЛИШЕВЫМ, наде­ясь узнать у него, как компания собирается решать текущие проблемы. Но беседа не заладилась с самого начала.
- Этот разговор согласован с отделом внутренней политики акимата или пресс-атташе акима Алматы? - неожиданно спросил господин Кулишев.
- А он должен быть с ними согласован? - едва не опешила я.
- Все интервью, которые передаются в СМИ, должны быть согласованы. Вы должны озвучить и согласовать с ними вопросы, которые будете мне задавать.
- И только в этом случае вы со мной поговорите?
- Я согласую с ними текст вопросов, которые вы мне передадите, и только после этого дам интервью.
- А ответы мы тоже будем согласовывать?
- Да, тоже будем согласовывать!
Интересно, какую тайну может ненароком выдать руководитель такого “секретного” объекта, как автобусный парк? И в каком именно зарубежном вузе, которые оканчивали многие из членов команды господина Байбека, рекомендуют именно таким образом строить работу с журналистами?
Не сомневаюсь, что на сегодняшней отчетной встрече с населением Бауыржан Кадыралиевич обязательно будет рапортовать об успехах в развитии городского общественного транспорта: о внедрении системы электронного билетирования “Онай!”, о передаче муниципальных парков в управление ТОО “Green bus company”... О том, что в этом году в городе появится еще 200 автобусов, работающих на газе (любопытно, долго ли они протянут?), произойдет очередная оптимизация маршрутной сети. И благодаря всему этому алматинцы заживут еще лучше пусть и в обшарпанной, прокуренной, но своей “общаге”.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

Проездной - всегда со мной!

Во вторник алматинцам показали, какими будут проездные билеты, которые начнут действовать в городском общественном транспорте с 1 марта. Их продажи стартуют в четверг, 25 февраля. 

Проездные будут выглядеть практически так же, как обычные пластиковые карточки “Онай!”, лишь немного отличаясь от них по дизайну. Транспортному холдингу пришлось выпускать дополнительные карты, хотя изначально речь шла о том, что можно будет использовать как проездной те электронные билеты, которые горожане уже успели приобрести или получить в соцслужбах. Теперь же тем, кто собирается пользоваться проездным, нужно будет купить такой билет.
Единый транспортный проездной будет стоить 7200 тенге (до введения системы “Оњай!” его цена равнялась 6000 тенге), студенческий - 3000 тенге, социальный (для пенсионеров) - 2000 тенге и школьный - 1000. Они будут действительны в тех видах транспорта, в которых установлены терминалы оплаты “Онай!”, и в метро. Этот билет каждый месяц нужно будет пополнять.
Есть еще один очень важный момент. На сайте ТОО “Транспортный холдинг Алма­ты” говорится, что, “пользуясь проездным, необходимо регистрировать каждую поездку путем прикладывания проездного к терминалу регистрации поездки в транспортном средстве...” То есть будет действовать та же схема, как и при обычной оплате проезда. Те, кто не приложит карту к терминалу, окажутся в разряде безбилетников даже при наличии проездного.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть