2719

Еда под лупой

Если бы мне когда-то сказали, что, прежде чем купить молоко, сыр или масло, мне придется внимательно читать, из чего сделаны эти продукты, я бы сильно удивилась. Казалось бы, масло, оно и есть масло… Но не так все просто. И сегодня, прежде чем купить что-либо из съестного, я внимательно изучаю: кто, что, где, когда и из чего.

Итак, отправляемся в магазин и… читаем этикетки. Что же важно на этикетке? Пожалуй, все. Начиная с названия продукта. Заметили ли вы, каким разнообразным в последнее время стал ассортимент привычных названий? Не сметана, а, к примеру, сметанушка или сметаново. Не просто сервелат, а сервелат, скажем, Заилийский. Заметили необычные суффиксы и приставки, определения и дополнения к привычному названию продукта - прежде всего посмотрите, по какому стандарту готовился продукт: по ГОСТу или ТУ (технические условия). С ГОСТом все понятно - есть принятый (по некоторым продуктам еще советский) стандарт, где государством заложено все - от состава продукта в граммах до технологии его приготовления и даже названия. ТУ - это уже творчество конкретного производителя. У каждого производителя свои ТУ. Ну, к примеру, положено по ГОСТу в докторской колбасе обязательное наличие свинины в строго определенном соотношении с другими продуктами, а производитель взял да и изменил это самое соотношение или вообще заменил свинину на курицу. А чем не вариант? Вот только называться докторской колбасой получившийся продукт права не имеет. Но поскольку узнаваемое название - это пятьдесят процентов успеха, то к привычному нам “колбаса докторская” производитель прибавляет “от Петрова (Иванова, Сидорова), по-деревенски (по-пекински, по-особому)”. Не сказать что ТУ хуже, чем ГОСТ. Принято считать, что ГОСТ все же надежнее, если ему следовать. Но тем не менее очень много продуктов, созданных по ТУ, не только вкусны, но и имеют отменное качество.

Сначала главные, потом остальные
Поэтому самое время почитать состав продукта. Признаюсь честно, производителям я не доверяю. Была на моей памяти тушенка “из говядины” (так, по крайней мере, значилось в названии, и говядина была упомянута в составе консервы), однако вместо кусочков ароматного мяса я обнаружила кусочки соевого мяса. Был и шоколад с какао-маслом и какао-бобами, указанными в составе, однако даже не гурман мог понять, чем именно заменили какао-масло.
Будем надеяться, что производитель с нами честен - ничего не утаил и включил в состав все то, что он использовал для производства данного конкретного продукта. Важный момент - это последовательность расположения ингредиентов. Первыми указывают основные ингредиен­ты, и далее - по убыванию. Стало быть, в колбасе на первом месте должно быть мясо, в молочных продуктах - молоко, в шоколаде - какао-масло и какао-бобы.
Полбеды, когда в составе привычных продуктов можно встретить те ингредиенты, которые известны и о которых мы имеем представления. Особую тревогу у покупателя всегда вызывали так называемые Е, по-иному - пищевые добавки. Сказать, что все пищевые добавки, а стало быть Е, вредны - будет не­справедливо. Напомню, что лимонная кислота - это не что иное, как Е 330, аскорбинка или витамин С - Е300, витамин В2- Е101. Е 440 - полезный для пищеварения яблочный пектин. Но в свое время покупатели настолько были напуганы сочетанием упомянутой буквы и цифр, что сегодня производители стараются избегать обозначений с буквой “Е” и информируют покупателя другими словами. Теперь в составе продукта можно обнаружить стабилизаторы, эмульгаторы, консерванты, красители. Собственно говоря, это то же самое, только другими словами.

Соль + сахар
Кстати, еще об одной обязательной пищевой добавке. В составе одних продуктов эта добавка обозначается просто - соль, в других именуется как натрий. Понятно, что если в составе она находится ближе к началу списка, то и количество ее довольно велико. Кстати сказать, безопасная суточная доза соли - чайная ложка, или 5 граммов. Если пересчитать на натрий, то получится 1,5-2 грамма натрия, которого в соли около трети. Между прочим, все продукты из переработанного мяса, а это колбасы, сосиски, копчености, консервы, содержат слишком много соли, равно как и твердые сыры, соленая и копченая рыба, консервы, чипсы, сухарики, фастфуд. Сказав о соли, нельзя не сказать о сахаре в составе продуктов. Надпись на продукте “без сахара” весьма обманчива. Производитель может подсуетиться и добавить, к примеру, другие быстрые углеводы - сахарозу, мальтозу, кукурузный сироп, патоку, сахарный тростник, кукурузный сахар, сахар-сырец, мед, фруктовый концентрат - это тоже сахар.
В обязательном порядке на товарной этикетке должна быть указана энергетическая ценность продукта - количество жиров, белков, углеводов и калорийность. Будьте внимательны, ведь калорийность указана на 100 граммов продукта. Так что если вы держите в руках упаковку пряников весом 500 граммов, то указанная калорийность автоматически умножается на пять. Полученный результат - именно такое количество калорий “заработаете” вы, если умнете всю упаковку. Если вы купили товар, где калорийность обозначена лишь в килоджоулях, то знайте, что 1 калория - это 4,4 джоуля.
Кстати, о граммах. Килограммовые упаковки вышли из моды. Производитель медленно, но верно уменьшает количество продукта при заводской расфасовке. Еще не так давно многие покупатели с удивлением обнаруживали цифру 900 (граммов) на упаковке вместо привычных 1000. Сегодня никого не удивляет “стандартный” вес в 800 и 700 граммов. Пакеты молока и сока тоже частенько содержат не литр, а 900 мл продукта. Конечно же, это нестрашно, главное - не забыть пересчитать стоимость на килограммы и литры, не прельщаясь относительно невысокой ценой.

С лупой наперевес
Переходим к следующей информации на этикетке - дата изготовления и срок годности. Нет проблем, если две эти даты указаны сразу. Что делать, если имеется лишь одна? Вообще-то одной датой обозначали срок годности товара. Сегодня это, увы, не является гарантией верности утверждения. Если перед указанной датой есть еще и аббревиатура EXP - перед вами дата, до которой продукт стоит употребить. Если заветных буковок нет, поищите другую информацию. Срок годности - это дата, после которой употреблять продукт не рекомендуется, это может быть просто опасным. Если на упаковке указана дата изготовления, тогда в обязательном порядке должна быть информация о сроках годности, например 3 месяца, 12 или 24. Определенного места, где именно указывается подобная информация, нет. Кстати, в супермаркетах, когда фасуют товар, на ценнике указывают дату расфасовки. Она может сильно отличаться от даты изготовления. Поэтому не запутайтесь и ищите именно информацию от производителя: ведь расфасованная 10 марта колбаса может быть произведена 20 февраля, а значит, не такая уж и свежая. Кстати, короткий срок годности, указанный производителем, это скорее плюс, чем минус: значит, продукт не содержит (или содержит в малых количествах) консерванты, продлевающие хранение.
Стоит отметить, что в последнее время прочтение этикеток стало делом невероятно трудным. Все нужные покупателю сведения, необходимость которых, кстати, предписана нормативами, печатаются микроскопическими буковками. Именно поэтому покупатель с лупой в руках удивления уже не вызывает. И вы тоже не забудьте ее захватить, отправляясь за покупками.
Кстати сказать, если с фасованным товаром все ясно, то как быть, к примеру, с конфетами на развес, с кусочками сыра магазинной фасовки или с разливной сметаной? Где взять информацию об этих продуктах? У продавца. Вы как покупатель имеете полное право потребовать у продавца сопроводительные документы, в которых есть все сведения о продукте: кем сделан и где, из чего и когда. Если в предоставлении сертификата качества продукции вам по каким-то причинам отказали, задумайтесь, стоит ли покупать “засекреченный” продукт.

Наталья МОЖАРОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее