2233

Сигнал против бедствия

Вы знаете, что такое сигнальный лист? Не думайте, что это только справка, которую оставляет врач “скорой” у больного. Это новый и пока не особо распространенный в нашей стране способ снижения травматизма и ЧП на предприятиях. Порой обычное письмо может спасти чье-то здоровье, а может, и жизнь. 
Сигнальные листы появились в АО “ТНК “Казхром”, входящем в Евразийскую Группу (ERG), в 2011 году - предприятие стало одним из первых в Казахстане, где начали их применять. По сути, это очень простой способ обмена информацией: любой из сотрудников может взять специальный бланк, отметив нарушение требований (если такое есть), изложить свои пожелания, предложения и замечания, касающиеся эффективности и безопасности труда, и опустить его в ящики, установленные в каждом цехе. Все письма рассматривает комиссия и решает, какие из идей действительно можно применить на практике. Согласитесь, что-то подобное внедрить несложно - и совсем необязательно, чтобы это было крупное промышленное предприятие. Отлаженная обратная связь между руководством и простыми сотрудниками - это всегда большой плюс. Будет ли это работать? Как показывает опыт “Казхрома”, будет.  Только в 2015 году сотрудники предприятия подали почти восемь тысяч сигнальных листов. И дело не только в сознательности работников, но и в материальной заинтересованности: тем, чьи сигналы помогли предотвратить какие-то ЧП или сделали условия работы более безопасными, выплачивают денежные поощрения. В прошлом году работники предприятия, которые проявили неравнодушие и внимательность, получили более 30 миллионов тенге. За что? За сигнал о происшествии, неисправности оборудования и даже о потенциально опасном поведении кого-то из коллег. Последний пункт, конечно, может вызвать кривотолки: дескать, это же не по-нашему. Но речь совершенно о других вещах: когда ты видишь, что поведение человека, работающего рядом с тобой, может привести к плачевным последствиям и для него самого, и для всех окружающих, волей-неволей задумаешься: а не лучше ли об этом рассказать? Впрочем, основная цель сигнальных листов совсем не в этом.  
- Мы внедрили эту систему всего два месяца назад и поначалу видели, что люди отнеслись к ней достаточно настороженно, - рассказывает начальник бюро по мониторингу и обеспечению функционирования системы управления охраны труда еще одного предприятия ERG - АО “Казахстанский электролизный завод” Алексей ЧАБАНОВ. - Некоторые подумали, что мы просим рассказывать о поведении своих товарищей по работе. Но потом, когда мы все разъяснили, работники поняли, что это не так. Главное в системе подачи сигнальных листов - вовремя сообщить о потенциальной опасности, снизить травматизм. Ведь кажущаяся мелочь может привести к самым серьезным последствиям. Теперь люди стали более активными.
Всего за два месяца сотрудники завода подали более 80 сигнальных листов с различными предложениями - половину из них уже внедряют в работу. Большинство касается улучшения условий труда и предупреждения травматизма. К примеру, в цехе по производству электродов по предложению сотрудника приняли решение изготовить специальную тележку для переноса кабелей с одного места на другое, так как носить их вручную могут только сразу несколько человек, что было небезопасно.
Еще один пример, казалось бы, мелкий, но из разряда тех, которые могут привести к неприятному инциденту. Дело в том, что на одном из электрических выключателей на лестнице не было защиты от проникновения влаги. Один из сотрудников предложил установить специальные козырьки, которые будут препятствовать проникновению воды - и руководство с этим согласилось.
- Одно из самых значимых предложений поступило от работника электроэнергетического цеха, - говорит Алексей Чабанов. - Оказалось, что на заводе не было специальных площадок для ремонта редукторов рукавных фильтров. Было решено их создать, потому что от этого напрямую зависит безопасность обслуживания этого оборудования. 
Чем больше замечаний и предложений, тем быстрее их устранят, а значит, и несчастных случаев на производстве станет меньше.

Ольга СТЕПАНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее