3384

О бедных сиротах в законе - полслова...

Аружан Саин убеждена: за полтора десятка лет в стране можно упразднить институт детских домов за ненадобностью

Для этого, утверждает глава благотворительного фонда “ДОМ” и одна из инициаторов проекта “Казахстан без сирот”, нужно создать открытую для всех заинтересованных лиц единую базу данных детей-сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Общественники очень надеялись, что такая норма появится в недавно принятом законе о защите прав детей, но этого не произошло.
Работа над законом началась в 2013-м. Больше года представители НПО и парламентарии очень активно обсуждали то, каким должен быть этот документ, но затем все дискуссии неожиданно стихли. Работа над законопроектом закипела вновь, причем столь же нежданно для представителей неправительственных организаций, минувшей осенью. Правда, то был уже совершенно другой проект документа, не скрывает сожаления Аружан Саин:
- В январе я отправила письмо в сенат (который в итоге позже и принял закон) и рассказала о нашей обеспокоенности: в законопроект не попали предложения общественников. Но ответа так и не получила. Нам было очень важно понять, почему было решено оставить базу данных в прежнем виде. Почему отказались от предложенного нами варианта? Зачем на колесо, которое никогда не поедет, выделять огромные деньги? Ежегодно прокуратура выявляет сотни преступлений о торговле и насилии над детьми. Но если создать прозрачную систему, сделать что-то противозаконное будет практически невозможно. Когда информация о детях станет открытой, ею не смогут злоупотреблять. Нам очень не хочется думать, что за нежеланием создавать такую систему стоят чьи-то финансовые интересы.
Аружан считает: если создать прозрачную базу данных детских сирот, то появится шанс уже через 13 лет избавиться от детдомов, в которых сейчас живет около 8000 ребят. Ведь в Казахстане немало семей, готовых взять на воспитание чужих детей. Чаще всего усыновляют малышей, а чем старше ребенок, тем меньше у него шансов обрести новых родителей. Поэтому после ввода новой информсистемы, скорее всего, будут усыновлены маленькие дети, полагают эксперты, а те, кто постарше, подростки, судя по всему, останутся в детских домах. Но в любом случае 13 лет - это тот временной период, за который одних сирот усыновят, другие успеют вырасти и покинуть детские дома, которые можно будет закрыть.
Как сегодня формируется и работает база данных детей-сирот? Первичный их учет ведется на районном уровне. То есть данные об очередном ребенке, оставшемся без попечения родителей, поступают в орган опеки соответствующего района и хранятся здесь месяц. Затем их передают на регио­нальный уровень - областной или городской (для Астаны и Алматы). Там информация хранится еще два месяца. Только после этого сведения о ребенке-сироте попадают в комитет по охране прав детей Министерства образования и науки, который ведет централизованный учет. Таким образом, проходит три месяца, прежде чем эти данные оказываются в единой базе.
Причем все эти базы - на районном, городском, областном, республиканском уровнях - закрыты! Желающие усыновить детей могут узнать информацию о сиротах лишь в том случае, если им, отвечая на соответствующий запрос, расскажут об этом сотрудники местных органов опеки. То есть, к примеру, пока сведения о новых воспитанниках детдомов Алматы находятся в городском органе опеки и попечительства, эти данные могут быть доступны только жителям южной столицы.
Казалось бы, если следовать логике, с того момента, как информация о сироте попадает в комитет по охране прав детей Минобра, о ней вправе узнать любой потенциальный усыновитель вне зависимости от региона проживания. Не тут-то было! Этот комитет контактирует только с иностранцами. С гражданами Казахстана работают региональные органы опеки.
Вот такая “единая” база данных детей, оказавшихся без попечения родителей, действует в Казахстане. Но и это еще далеко не все ее бюрократические особенности. Продолжим.
Сегодня учет сирот ведут только сотрудники управлений и отделов образования, занимающиеся вопросами опеки и попечительства, хотя такие дети во многих случаях оказываются в поле зрения в первую очередь полицейских и медиков.
Допустим, ребенка оставили на вокзале, крыльце дома, выбросили в туалет или выгребную яму - увы, бывает у нас и такое! - и он выжил. На место ЧП, разумеется, приезжает полиция. Поэтому первый документ, в котором появляются данные о новой сироте, составляют представители МВД. Если же от новорожденного в роддоме отказывается мать, первыми об этом узнают эскулапы. Именно они фиксируют этот факт, а это уже, как известно, вотчина Министерства здравоохранения и соцзащиты. И только в том случае, если супругов лишают родительских прав, первыми о ребенке, который вот-вот попадет в детский дом, узнают сотрудники управлений образования.
При этом никакого взаимодействия между этими и, возможно, другими ведомствами нет. Например, пока ставший или оставшийся сиротой ребенок находится в больнице или центре адаптации, он в принципе не может попасть в информационную базу. Если ребенка подобрали на улице, то по закону нужно найти его родителей или родственников, установить, живы ли они и т. д. Это может растянуться на годы, а он все это время будет жить в детдоме без права быть усыновленным. То же самое касается детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы или ограничены в родительских правах.
Да, в Казахстане есть не только институт усыновления, но еще опека и патронат - альтернативные формы воспитания сирот в чужих семьях. Ребенка могут забрать из детдома, но если вдруг найдутся его настоящие родители, воспитанника обязаны передать им.
Исходя из всех этих обстоятельств общественники предлагают создать совершенно другую модель базы данных сирот, находящихся в детских домах.
- Должна быть создана единая межведомственная информационная система. В нее автоматически должны поступать данные из всех органов и госструктур, так или иначе имеющих отношение к ребенку, оказавшемуся на попечении у государства, - говорит Аружан. - Причем информацию в систему о таком ребенке первым должно вносить то ведомство, которое изначально о нем узнало.
Сегодня истории каждой сироты хранятся чаще всего по старинке - в бумажном виде. Эти документы сегодня доступны только ряду госструктур и некоторым чиновникам. При такой системе очень сложно узнать, что происходит на местах, отсюда и столько злоупотреблений: сотрудники детдомов получают пособия и пенсии своих воспитанников, присваивают их имущество, затягивают дела по розыску родителей, по чьей-то просьбе придерживают сирот, не спешат поставить их в очередь на получение госжилья. Поэтому второй принцип новой базы о детях, оставшихся без попечения родителей, - она должна быть электронной и доступной всем заинтересованным сторонам, включая потенциальных усыновителей, что позволит сразу же выявлять нарушения, проблемы нельзя будет скрыть.
- В открытом доступе должна быть та информация о сироте, на которую могут ориентироваться потенциальные родители: фото, анкетные данные, увлечения, темперамент, наличие братьев и сестер. Но самая важная информация о сироте должна оставаться конфиденциальной: его здоровье, данные о возможном имуществе, размер выплачиваемых ему гос­пособий и другие щепетильные подробности. Здесь же должно быть указано, какая форма жизнеустройства подходит для того или другого воспитанника: усыновление, опека, патронат. Под каждой анкетой должна быть ссылка на орган опеки того региона, в котором находится ребенок, - отмечает Саин. - Что будет в том случае, если одного ребенка захотят забрать из детдома сразу несколько семей? Предпочтение отдадут тем, кто первым напишет соответствующее заявление в органы опеки. Такое правило действует и сейчас.
Чиновники, которые выступают против создания такой базы данных, упрекают меня: дескать, это вам что - магазин игрушек, зашел на сайт и выбираешь детей? - не скрывает эмоций Аружан. - А разве в детском доме происходит не то же самое? Человек приходит туда, и ему показывают детей. Это еще более жестокая форма! Тем более что далеко не каждый потенциальный родитель, попадая в такое учреждение, может сохранить самообладание и остаться адекватным. Ему хочется спасти всех сирот. Из-за захлестывающих его эмоций он может совершить шаг, о котором потом пожалеет, но будет поздно. А благодаря электронному банку данных выбрать ребенка можно спокойно, осознанно.
Общественники надеются, что их все-таки услышат и поймут, пойдут навстречу как детям-сиротам, так и семьям, желающим усыновить ребенка - ведь все хотят быть счастливыми. И есть реальный шанс сделать так, чтобы Казахстан стал страной, в которой нет сирот.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть