5647

Внимание: самоучка!

В понедельник представители профессиональных объединений, в которые входят автошколы из Алматы, Алматинской, Жамбылской и Актюбинской областей, обратились к руководству страны с просьбой отменить норму, разрешающую самоподготовку к сдаче экзаменов на получение водительских прав.

Директора алматинских автошкол - замглавы МВД Ерлану ТУРГУМБАЕВУ: “Вы бы приняли на работу водителя, который получил права после самоподготовки?” 

Эта тема будоражит общественность уже целую неделю. Когда в прошлый вторник заместитель министра внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявил о том, что теперь к экзаменам на получение водительских прав можно будет подготовиться и самостоятельно, это стало откровением для всех.
Мнения казахстанцев разделились: одни благодарят МВД за то, что оно наконец хоть в чем-то облегчило жизнь простых граждан, другие, напротив, считают, что это может привести к катастрофическим последствиям. В авангарде второго лагеря, естественно, представители автошкол, которых сразу же попытались уличить в том, что они радеют вовсе не за безопасность на дороге, а боятся потерять свой бизнес.
Вот и в понедельник в аудитории, где собрались полтора десятка директоров автошкол, градус напряжения зашкаливал. Все наперебой пытались доказать мне, что ни к чему хорошему это решение не приведет. Разве что поможет пополнить казну дополнительными вливаниями (самоучки, не знающие правил, будут вынуждены платить штрафы за нарушение ПДД), да чьи-нибудь карманы. Чьи именно, оставим за скобками: думаю, здесь и без особых пояснений все понятно.
Присутствовавшие сходились в одном: выучить правила и качественно освоить практическое вождение самостоятельно невозможно. Тем более что сдают экзамен на закрытом автодроме, а ездить придется в городе. А реп­лики 30-40-летних водителей со стажем, которые в молодости учились водить самостоятельно, не выдерживают критики: с тех пор интенсивность движения возросла в разы.
“Мы уверены, что при самоподготовке все обучение граждан будет сводиться к банальной зубрежке правильных экзаменационных ответов (сейчас полно порталов, на которых можно сдать экзамены на знание ПДД on-line. - О. А.), - огласила текст обращения к президенту и правительству председатель профессионального объединения “Ассоциация автошкол-KZ” Майя КАН. - А учиться ездить этот контингент продолжит только после получения водительских прав в реальных городских условиях, так как правила дорожного движения запрещают индивидуальное обучение вождению. И на ком отразится самоподготовка? Конечно, на всех нас. Дав одним гражданам право на самоподготовку, вы забираете у других право на безопасность дорожного движения, по сути - право на жизнь. Поэтому от нас с вами сегодня зависит то, как завтра сложится ситуация на дорогах нашей страны”.
Собравшиеся одобрительно закивали.
- Неужели вы думаете, что после этих нововведений начнется отток обучающихся?
- Конечно, начнется - с нашим-то менталитетом! - ничуть не сомневаясь, ответила директор автошколы Гульзира ДАУРЕНБЕКОВА, и ее поддержали все коллеги. - Люди считают, что в этом нет ничего сложного: за те несколько дней, которые прошли с того момента, как объявили о самоподготовке, все стали учеными. Мы знаем, что в спецЦОНы уже пошли желающие быстро получить права. Правда, пока им ничем помочь не могут - предложения МВД еще не вступили в силу. Но я хотела бы спросить: кто будет нести ответственность в том случае, если самоучка попадет в ДТП или, не дай бог, собьет человека?
Это был тот вопрос, который постоянно висел в воздухе. Участники дискуссии вспоминали прежний опыт: в советские времена тоже была возможность самостоятельно подготовиться к таким экзаменам, но за такого новичка отвечал тот сотрудник ГАИ, который принимал у него экзамены и выдавал права. Но взваливать эту ответственность на себя никто не хотел, а потому и права самоучки не получали. Другие предлагали возложить ответственность на обу­чающих (частных инструкторов) или опять же на сотрудников полиции - пусть они выступают свое­образными гарантами. Третьи агитировали за то, чтобы отдать право проводить экзамены и выдавать разрешение на водительские права самим автошколам, но при этом установить драконовские штрафы для тех, чьи курсанты попадают в ДТП.
- Но ведь ваши оппоненты приводят неоспоримый аргумент: многие автошколы толком не учат своих курсантов, а просто собирают деньги. В итоге новичкам все равно приходится платить за права.
- Да, есть такие школы, - признала директор автошколы Мая МАМЕДОВА. - Но почему из-за них должны страдать все остальные, те, кто честно работает на этом рынке 20-25 лет? Мы соблюдаем все правила, честно учим своих курсантов, отвечаем за них. И что мы имеем в итоге? Мы битые, и при этом мы крайние. А однодневки в стороне.
В этот момент прозвучала цифра, услышать которую я ожидала где угодно, но только не в данной аудитории.
- До 70 процентов автошкол, присутствующих на рынке, работают некачественно, - сказал один из сидевших в зале, и никто не стал с ним спорить.
- 70 процентов?! - не поверила я.
- Да, 70... А чего скрывать? Все началось с того, что отменили лицензирование на этот вид деятельности, - неслось из зала. - Школы стали расти как на дрожжах. Зарегистрировал юридическое лицо, собрал деньги, поработал некоторое время - закрылся. Их владельцы просто снимают пару комнат, дают объявления на сайтах, на которых продают купоны на скидки, и обе­щают провести обучение за 5000-10 000 тенге. К слову, длится оно три месяца. Разве такое возможно? После этого загоняют в классы по 50-60 человек и толком ничему их не учат. А потом до свидания. А через некоторое время всплывают вновь - правда, уже по другому адресу и с регистрацией на другого человека. Мы сами называем такие школы “подснежниками” - они распускаются то там, то здесь. МВД потеряло контроль над ними. В Москве с населением в 15 миллионов меньше автошкол, чем в полуторамиллионом Алматы! Вот чем нужно заниматься.
Собравшиеся грустно подытожили: самое печальное то, что в новых условиях выживут как раз те нерадивые автошколы, которые, по сути, выступают посредниками - собирают деньги с курсантов и выдают им свидетельства об окончании авто­школы. А те самостоятельно или с их же помощью решают вопрос с получением водительского удостоверения. К чему мы придем в итоге, если уже сейчас фраза “купил права” не вызывает ни у кого удивления?
Под занавес директора автошкол предложили господину Тургумбаеву принять на работу водителя, который получил водительские права после самоподготовки. Интересно, доверил бы он свою жизнь такому?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

(Продолжение темы - 7 апреля в “толстушке”.)

А тем временем

Но кто это оценит?

На днях вступят в силу новые правила определения вреда, причиненного транспортному средству при ДТП. Главное новшество в том, что теперь эти расчеты будут проводить на основании единой методики, чего раньше не было. Производить такие расчеты будут сами страховщики, а не независимые эксперты, как это было еще в прошлом году, такой порядок действует уже три месяца - с 1 января.

Ранее в СМИ появилась информация о том, что постановление Национального банка от 28 января 2016 года “Об утверждении правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству” начнет действовать с 5 апреля, то есть с сегодняшнего дня. Но страховой омбудсмен Андрей КОПОВ (на снимке), к которому мы обратились за комментариями, сообщил, что это не так. По закону документ вступит в силу через десять дней после его официального опубликования, а этого до сих пор не произошло. Так что придется еще немного подождать, но в любом случае это дело самой ближайшей перспективы.
Итак, к чему должны быть готовы автомобилисты? Остановлюсь на самых важных пунктах.
Первое: на место ДТП выезжает представитель страховой компании - аджастер. Есть ли они в штате компаний? Есть, но не у всех. Одни наняли таких специалистов, другие по-прежнему привлекают к этой работе независимых оценщиков.
Второе: в указанном постановлении Нацбанка пошагово прописано, как должен составляться акт осмотра поврежденного автомобиля. Копов советует скачать этот документ из Интернета и на всякий случай иметь его с собой. Дело в том, что на его основании будет проводиться оценка, а значит, и определяться сумма выплаты.
Третье: вы должны письменно подтвердить свое согласие с первичным осмотром. Если вас что-то не устраивает - не делайте этого, тогда документ можно будет оспорить. Требуйте, чтобы все проходило по правилам.
Четвертое: страховая компания обязана выдать отчет об оценке через десять рабочих дней после совершения ДТП. Все это время автомобиль нельзя ремонтировать. Документ должны выдать вам на руки. После этого у вас есть три рабочих дня на то, чтобы внимательно с ним ознакомиться и согласиться с суммой выплаты либо принять решение о том, что вы будете ее оспаривать.
- Думаю, понадобится примерно три месяца на то, чтобы все научились применять новую методику, - считает Копов. - Конечно, споры между страховщиками и автомобилистами все равно будут. В начале года, когда от этого рынка отстранили оценочные компании, они, защищая свои интересы, подняли в прессе информационную волну (выступившие тогда независимые эксперты считают, что теперь страховщики будут занижать выплаты в свою пользу. - О. А.). На этом фоне потребители, которые обращаются в страховые компании, предполагают, что их будут обманывать. Мне кажется, что в связи с этим на рынке появятся так называемые помогайки, предлагающие услуги независимых компаний. Но я хочу сказать, что и такие специалисты должны будут пользоваться той же самой единой методикой оценки, которую утвердил Нацбанк. Другие к рассмотрению не будут принимать.
- По вашим наблюдениям нет ли сейчас тенденции к занижению суммы выплат?
- Я бы не сказал, что количество жалоб по этому поводу увеличилось. Да, какие-то компании будут занижать выплаты. И недовольные будут, особенно первое время. Но те, кто настроен на сервис и ориентирован на клиента, никогда так не поступят. Клиенты сами должны определиться и перестать покупать страховые полисы у кого попало.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть