3079

Краплёная карта

Насколько право государство, обнародовав базу данных педофилов?

Комитет по правовой статистике и специальным учетам (КПСиСУ) Генпрокуратуры на днях выложил в Интернете в открытом доступе сведения о казахстанцах, совершивших преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
В надзорном ведомстве считают, что интерактивная карта с фотографиями уже отбывших наказание педофилов и указанием адресов их нынешнего проживания поможет гражданам защитить своих детей от насилия.
Что ж, благое решение, не правда ли? Однако, по мнению правозащитников, такой ход нарушает права бывших осужденных и даже может привести к непредсказуемым последствиям.

В официальном пресс-релизе КПСиСУ поясняется, что всплеск сексуального насилия над детьми порожден нравственными и правовыми проблемами в обществе, в связи с чем профильные гос­органы вынуждены прибегнуть к ряду мер по снижению уровня подобных преступлений. Как водится, идеи заимствовали из зарубежной практики: ввели для педофилов определенные ограничения, запрещающие им устраиваться на работу, связанную с воспитанием и обу­чением детей, а также решили применять химическую кастрацию. Помимо того у иностранцев переняли идею создания интерактивной карты, в которую вносятся сведения о злоумышленниках: фото, анкетные данные, дата рождения, адрес проживания и сведения о судимости (см. http://infopublic.pravstat.kz/index.html).
Мы по горячим следам про­анализировали обнародованную базу данных. Больше всего от педофилов страдали юные жители Алматинской и Карагандинской областей. Но вот что любопытно. Еще в минувшую среду метки на электронной карте показывали, что в первом упомянутом регионе проживают 62 бывших сидельца, а во втором - 45. Причем была представлена информация не только о более-менее свежих случаях, но и в том числе о людях, которые были осуждены в начале 90-х годов еще по Уголовному кодексу КазССР. Однако уже в четверг удручающая статистика на сайте была лихо подкорректирована. В Карагандинской области осталось 29 педофилов, а в Алматинской их количество снизилось до 27. Осужденные в 90-х граждане теперь в списках не значатся. Интересно, куда они так быстро подевались?
Ну да бог с ним, с этим нюансом. Продолжим.
Разумеется, обезопасить своих детей от нападок сексуально озабоченных негодяев будут стараться любые мамы и папы. Эффект общественного порицания, безус­ловно, нужен. Но не приведет ли огласка адресов экс-осужденных к перегибам на местах? Нельзя ведь исключать, что бывший мерзавец, осознав в местах не столь отдаленных все скотство, содеянное им, со временем превратился в добропорядочного человека, однако отныне его спокойная жизнь будет поставлена под удар.
А что думают об этом казахстанские эксперты в области права?
Юрий ГУСАКОВ, карагандинский правозащитник:
- Если у человека судимость погашена, то ее могут не учитывать, к примеру, при приеме на работу. А что касается сведений о совершении тех или иных преступлений, это открытая информация. Приговоры ведь у нас оглашаются публично. Поэтому, полагаю, комитет по правовой статистике Генпрокуратуры и решился выложить данные о педофилах в открытый доступ. Информация о месте проживания человека тоже не является закрытой. Ведь нередко педофилы идут на рецидив преступлений. Потому определенный контроль за ними необходим.
С другой стороны, если человек давным-давно отбыл срок наказания, встал на путь исправления и ведет законопослушный образ жизни, то ему, конечно, будет неприятно обнародование подобных сведений. Тут индивидуальный подход нужен.
А вот в публикации фотографий однозначно усматривается нарушение прав человека. Согласно нашему законодательству без разрешения гражданина размещать где-либо его снимки нельзя.
Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека”, член комиссии по правам человека при президенте:
- Вопрос воздействия на педофилов оглаской, конечно, скользкий. На мой взгляд, публиковать подобные сведения нельзя.
Я понимаю, что могу вызвать у общественности приступ бешенства, однако практика показывает, что многие педофилы ранее сами подвергались сексуальному насилию. С ними прежде всего должны работать психологи и психиатры.
Я согласна с тем, что такая электронная карта должна быть. Только не нужно ее выставлять на всеобщее обозрение! Люди уже понесли наказание, а тут налицо вторжение в их личную жизнь. Нарушается принцип презумпции невиновности человека. Пусть эту карту используют в работе полицейские и медики.
Еще мне думается, что разработчики карты не подумали о последствиях. Вы представляете, какой опасности сейчас подвергаются люди, которые попали в эту базу данных? Тут и самосуд может случиться, и нападения совершенно посторонних лиц по принципу, скажем так, “классовой” ненависти. Кроме того, могут пострадать и родственники педофила. Зачем ставить клеймо на всей семье бывшего осужденного?
Евгений ЖОВТИС, председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности:
- Понятно желание государства снизить рост тяжких преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми. Но это же не единственный вид тяжких правонарушений. Есть еще терроризм, убийства, разбои, коррупция. Тем не менее почему-то для огласки была выбрана именно эмоционально сильная тема педофилии.
Одна из целей обнародования данных по осужденным педофилам - недопущение с их стороны рецидивов. В реальности ведь трудно вести профилактическую работу по предотвращению повторных фактов насилия. Хотя, я считаю, это какой-то неправовой популизм и чистая провокация!
Человек, который придумал это абсолютно глупое решение, совершенно не задумывался о возможных последствиях, о которых упомянула моя коллега Жемис Турмагамбетова. После отбытия срока и погашения судимости люди считаются чистыми перед законом. Давайте тогда еще и базу данных с адресами коррупционеров опубликуем! Народ их грабить пойдет, полагая, что у тех осталось что-то от наворованного! Может дойти до того, что появятся требования о выселении “нехороших” соседей за 101-й километр. Но так мы можем далеко зайти.
У правоохранительных органов давным-давно имеются базы по так называемым спецучетам. Пусть контролируют экс-осужденных, но эти сведения должны быть закрыты, и доступ к ним должен быть ограниченным.
А действительно: раз уж вскрывать карты, то почему бы не по всему спектру преступлений?
Особо интересно было бы вы­яснить, как ныне поживают засвеченные в уголовных правонарушениях бывшие чиновники и их приближенные. Вот взять хотя бы Карагандинскую область - тут навскидку всплывает сразу несколько вполне благополучных финалов. Предприниматель Альжан АКМОЛДАЕВ и экс-председатель правления АО “КазАгроФинанс” Гумар РАХИМЖАНОВ, которые фигурировали в качестве подсудимых в громком деле экс-премьера Серика АХМЕТОВА, по окончании судебных разбирательств отбыли на ПМЖ в Америку. А бывший заместитель акима Караганды Виктор ИВАНОВ, которого осудили за халатность, допущенную при гос­приемке рухнувшей многоэтажки в ЖК “Бесоба”, в дальнейшем был амнистирован и вскоре пришел руководить индустриальным парком “Металлургия-Металлообработка” при СЭЗ “Сарыарка”. Упомянем и бывшего начальника областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Ерлана УТЕШЕВА: после совершения ДТП со смертельным исходом ему удалось примириться с потерпевшей стороной и избежать скамьи подсудимых. Так вот, в безвестности он пропадал недолго - недавно возглавил темиртауское коммунальное предприятие со стопроцентной долей участия государства “Окжетпес-Т”.
И не стыдно никому, и на темные пятна в биографии плевать. Нечего сказать - хорошо устроились!

Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа Егорова и с интернет-ресурсов, Караганда

Только цифры

- В базе данных о педофилах содержится информация о 1,2 тыс. лиц.
- В 2010 году в республике жертвой насильников стал 491 ребенок.
- В 2014 году в стране от педофилов пострадали 493 несовершеннолетних.
- В 2010-2014 гг. остались нераскрытыми почти 3000 уголовных дел о сексуальном насилии, 605 из них - в отношении несовершеннолетних. За эти же годы количество незарегистрированных правонарушений сексуального характера возросло вдвое - с 1885 до 3623.
По данным Генпрокуратуры РК

Кстати

Помилован не будет
В Казахстане химическая кастрация педофилов будет введена с 2018 года.
- Касательно подписанного 9 апреля 2016 года главой государства закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав ребенка… Одна из этих мер медицинского характера - в виде химической кастрации, - сказал вчера на пресс-конференции в Астане начальник отдела ювенальной полиции комитета административной полиции МВД Асет ОСПАНОВ. - Данная норма будет реализовываться у нас с 2018 года. Химическая кастрация - это прием препаратов, которые снижают половое влечение.
При этом он объяснил, каким образом эта мера будет применяться:
- В ходе расследования уголовного дела в отношении таких лиц будут назначаться судебно-психиатрические экспертизы, которые дадут заключение о том, что у этого лица имеются какие-либо отклонения, связанные с влечением к несовершеннолетним. И при наличии такого заключения суд будет принимать решение о применении к нему химической кастрации.
По его словам, этим же законом внесены и другие поправки.
- Это запрет на применение к таким лицам условного осуждения, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, освобождение от уголовной ответственности при выполнении условий процессуального соглашения, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, - перечислил представитель МВД.
Вместе с тем в соответствии с этим законом не применяется в Казахстане: условно-досрочное освобождение, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо сокращение сроков назначенного наказания, освобождение от наказания и отсрочка отбывания наказания вследствие стечения тяжелых обстоятельств, освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора, освобождение от уголовного наказания на основании акта амнистии или помилования.
- К иностранцам или лицам без гражданства за совершение таких преступлений (педофилии. - Ред.) в качестве дополнительного наказания применяется выдворение за пределы Казахстана. Кроме того, при освобождении из мест лишения свободы в отношении их устанавливается административный надзор сроком до трех лет, - добавил А. Оспанов.
Согласно анализу, проведенному в 2015 году, было установлено, что большинство сексуальных преступлений против несовершеннолетних совершают лица в состоянии алкогольного опьянения.
- В этой связи статья 54 Кодекса об административных правонарушениях (установление особых требований к поведению правонарушителя) дополнена нормой в части запрета на употребление таким лицом алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, введена административная ответственность работников субъектов организаций образования за укрытие, а равно несообщение о фактах противоправных действий в отношении несовершеннолетних, - заключил представитель МВД.
КазТАГ

Поделиться
Класснуть