3941

Музыкальный диссонанс

В Семее обострилось затянувшееся противостояние между властями и коллективом музучилища, наотрез отказывающимся переселяться по приказу чиновников в освободившееся здание бизнес-колледжа (см. “Не троньте музыку!”, “Время” от 25.5.2016 г.).

Узнав, что в субботу их училище посетит делегация во главе с заместителем акима Восточно-Казахстанской области Жаксылыком ОМАРОМ, музыканты воспрянули духом: “Когда высокие гости своими глазами увидят, как идеально подходит для уроков музыки наше родное училище, точно оставят попытки нас отсюда выселить!” Но как только чиновники перешагнули порог учебного заведения, стало ясно: надеждам педагогов не суждено сбыться. Занятия физкультуры проходят в неприспособленном помещении, столовая - допотопная, актовый зал - маленький, потолки - низкие, классы - тесные…
- Условия в бизнес-колледже намного лучше, чем здесь, - подытожила руководитель областного управления образования Айжан САДЫКОВА. - Настолько все непривлекательное, искусством и не пахнет в этом здании!
Журналисты позволили было не согласиться с чиновницей:
- Нам показалось, что в музыкальном училище все в порядке...
- Хорошо, что вам так показалось. Но я гостей сюда привести не могу! - отрезала Айжан Ерхановна.
Журналистам и преподавателям музучилища предложили проехать туда, где, по мнению чиновников, не стыдно принять гостей самого высокого уровня. Но попытка поразить воображение не согласных с переездом достоинствами бизнес-колледжа возымела обратный эффект.
- Вы видите, как мы долго едем от ближайшей автобусной остановки “Центральный рынок” до бизнес-колледжа? - обращается к журналистам директор музучилища Серик МАЛАЕВ. - Пешком идти 15-20 минут. А у нас учатся студенты, которые носят с собой тяжелые инструменты: баян, аккордеон, виолончель, духовые! К тому же этот район крайне опасный. Рядом базары и вокзал. Вплотную к бизнес-колледжу примыкает общежитие, о котором, простите, слухи идут как о доме терпимости. А наши дети могут заниматься до девяти часов вечера. Мне даже страшно представить, что может случиться с молоденькими девушками...
Первое, что бросается в глаза на фасаде бизнес-колледжа, - старые оконные рамы, тогда как в музучилище современный пластик. При входе в разрекламированное чиновниками учебное заведение журналисты жалуются друг другу, что в нос бьет резкий запах сырости.
- Что такое? Может, такая чувствительность? Я не чувствую ничего! - утверждает аким Семея Ермак САЛИМОВ. - Знаю, что здесь проблемы с отоплением, но они решаемы.
- Должно быть, как лучше людям. А не вам или мне лично. Понимаете? - уже обращаясь к директору музучилища Малаеву.
При этом чиновники выражают абсолютную уверенность в том, что студентам и педагогам будет лучше в здании бизнес-колледжа. Потому что здесь много места и все просторное - актовый зал, который можно легко приспособить под концертный, спортзал, столовая и внутренний двор. И никто не захотел слушать завуча по учебной части музучилища Оразгуль БЕКБОЛАТОВУ, когда она пыталась донести до акиматчиков, что большой спортивный зал будет пустовать. Потому что уроки физкультуры у будущих музыкантов проводятся в хореографическом зале по специальной программе, исключающей такие травмоопасные виды спорта, как волейбол и баскетбол. Нужно беречь пальцы…
Немногим позже чиновники все же выслушали аргументы всех, кто пожелал высказаться против переезда, на собрании в муз­училище, которое оказалось закрытым для прессы. Но педагоги предоставили “Времени” видео­записи.
Заведующая струнным отделением Зинатай РАХИМБАЕВА заявила, что громадное пространство, от которого в восторге функционеры, музыкантам как раз и не нужно!
- Потолки не должны быть высокими, иначе будет эхо. Это касается и зала. При строительстве нашего зала применялся прибор, замеряющий нужный нам звук. У нас каждую ноту идеально слышно! В бизнес-колледже не концертный зал, а актовый - для собраний. Там акустика хуже некуда.
По ее же словам, для хорошего звука нужен деревянный пол. А в бизнес-колледже - бетонный!
- Плохой звук - это, конечно, печально, но самое страшное - потерять здоровье, - сказала руководитель хореографического коллектива “Кербез” Гаухария БЕКМЕТЬЕВА. - Наши студенты полгода занимаются партерной гимнастикой в балетных тапочках, лежа на полу. Здесь у нас теплый деревянный пол. А как можно заниматься на бетоне, да еще и в холоде? У нас учатся в основном девушки, а они будущие мамы!
Преподаватель теоретического отделения Олеся АНТОНИНА подчеркивает, что в музыкальном училище никогда не было сырости - губительной как для инструментов, так и для людей.
- После того как стало известно, что в здании бизнес-колледжа сыро и холодно, я проконсультировалась с мужем-медиком. Он сказал, что долгое пребывание в сырых помещениях чревато для здоровья. Плесень попадает в дыхательные пути и закрепляется в них, а продукты жизнедеятельности от грибков попадают в кровь, получая доступ ко всем органам. Большая часть наших студентов - хоровики, вокалисты, духовики, актеры. Легкие для них - это профессиональный инструмент, они используют грудобрюшное дыхание. Конечно, это может привести к таким болезням, как бронхит, туберкулез, рак. По мнению специалистов, через полгода такие специалисты станут просто профнепригодными!
У заведующей теоретическим отделением Ляззат ЖУМАНОВОЙ вызвало горькую улыбку обе­щание чиновников выделить бюджетные средства на приобретение новых фортепиано и роялей взамен тех, которые не переживут пере­езда:
- Говорите, у наших инструментов стопроцентный износ и их надо по- любому менять? Конечно, на сайтах можно найти пианино по цене начиная и с 60 тысяч тенге. Но качественные инструменты стоят заоблачно дорого! Цена рояля может доходить до десяти миллионов тенге. А у нас в училище 84 фортепиано и 11 роялей! Понятно, что ни один бюджет не выдержит такую нагрузку. Вот и приходится довольствоваться китайским ширпотребом. Два года назад училище купило 10 китайских фортепиано и два рояля. Все уже вышли из строя. Лопнули деки, струны, трескается корпус. Они с виду красивые, но их штампуют из невыдержанного дерева. Внутренности сделаны из пластмассы. Звук - стеклянный. Любой старый инструмент звучит намного лучше!
В семейском музыкальном колледже преподают известные музыканты, заслуженные деятели республики, студенты которых занимают высокие места в республиканских и международных конкурсах, а выпускники работают в симфонических оркестрах и оперных театрах страны. Казалось бы, кто лучше самих педагогов знает, какие условия требуются для подготовки специалистов?
Однако замакима области Жаксылык Омар считает: шум вокруг переезда возник из-за того, что педагогам плохо разъяс­нили, зачем это нужно.
По его словам, сейчас во всей области ведется оптимизация колледжей. У сервис-колледжа и бизнес-колледжа Семея сильно сократился набор студентов, и, поскольку у них схожие специальности, их объединили. Бизнес-колледж переселяется в сервис-колледж. Освободившееся здание власти передают музучилищу, поскольку ему надо развиваться, расширяться, открывать новые отделения и набирать больше студентов. А бывшее, точнее - еще пока нынешнее, здание музыкального училища планируется переоборудовать в студенческое общежитие.
В то же время Жаксылык Омар подчеркнул, что окончательное решение о переезде музучилища не принято. При его принятии будет обязательно учтено мнение педагогов и студентов. Дай-то бог. Как тут не вспомнить бессмертную фразу Костика из фильма Михаила Козакова “Покровские ворота”: “И все-таки поверьте историку: осчастливить против желания нельзя!”

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть