2659

НеФОРМАльный подход

Единой казахстанской школьной формы нет. Каждая школа утверждает свою

Могут ли заставить покупать одежду у конкретного производителя? Что именно определяет администрация школы? Кому и куда жаловаться, если ваши права ущемляют? Пошаговая инструкция.

Шаг 1. Изучаем стандарт

Его министр образования и науки подписал в конце февраля этого года. Думаю, нелишне будет напомнить основные пунк­ты.
- Цвет школьной формы должен быть в классическом стиле, в единой цветовой гамме, с допущением смешения не более трех цветов. Цвет школьной формы выбирается из спокойных и невызывающих тонов.
- Школьная форма для мальчиков включает пиджак, жилет, брюки, парадную рубашку, повседневную рубашку (зимний период: трикотажный жилет, водолазка). Школьная форма для девочек включает пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу (зимний период: трикотажный жилет, сарафан, водолазка).
- Для школьной формы используются полушерстяные и хлопковые ткани с улучшенными свойствами, имеющие высокую износостойкость, обладающие антибактериальными, антимик­робными и антистатическими свойствами.
- Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается.

Шаг 2. Выбираем цвет и фасон

Определиться с тем, какой будет форма, школы должны были до 25 мая. Так и произошло на деле. Ближе к концу учебного года родителей стали зазывать на собрания, посвященные этому вопросу. На них и решалось, в каких именно комплектах дети придут на занятия 1 сентября. Но! Определяли только цвет и фасон формы. Например, синяя классическая юбка до колен, пиджак такого же цвета, белая блуза - для девочек, костюм-двойка, рубашка и галстук - для мальчиков. Фото образцов формы должны висеть на информационных стендах учебных заведений. Все, что происходило на таких собраниях, зафиксировано в протоколах совещаний с родительской общественностью. Они хранятся в администрации, вы можете прийти и посмотреть их. Причем в большинстве городов Казахстана до принятия стандарта Минобра не было каких-то единых требований к форме. Главное, чтобы она была, а какого цвета, модели и длины - дело второстепенное. Единые требования к одежде школьников были разве что в Алматы: классическая форма синего цвета, как вариант -
сарафан или юбка-шотландка, белые рубашки и блузы. В других регионах подобные требования появились только в этом году. В Павлодаре, например, тоже решили, что форма будет синего цвета. А в Усть-Каменогорске самим горожанам предложили выбрать фасон и цвет той одеж­ды, в которой будут учиться их дети, и отправить предложения на WahtsApp чиновников.
А теперь самый интересный вопрос: может ли администрация школы совместно с той, часто легко сговорчивой, родительской общественностью определять конкретных поставщиков школьной формы? Нет. Не может. Этот вопрос я задавала сотрудникам управлений и отделов образования многих областей и городов Казахстана и везде получала только этот ответ. Но это правильные слова официальных лиц. А что на деле?

Шаг 3. Определяемся с производителем

Директора действительно зачастую лоббируют интересы определенных фирм. На родительских собраниях мамам и папам, прикрываясь правилами, принятыми в школе, настойчиво рекомендуют приобретать форму у конкретных производителей. Репрессиями, конечно, не пугают, но намекают: мол, общее собрание так решило, ничего не поделаешь. И большинство хает качество, сетует на цены, но покорно соглашается и покупает нужный руководству школы комплект одежды. Никто не хочет, чтобы его ребенку постоянно делали замечания.
В этом году получила огласку благодаря соцсетям история из Астаны. Житель столицы выложил пост, в котором возмущенно рассказал о том, что родителей заставляют покупать форму в некоем ИП “Ильясова”. Стоимость комплекта в среднем 18-20 тысяч тенге. Причем большинство возмущала даже не цена (хотя для многих и она неподъемна), а отсутствие альтернативы: с какой это, дескать, стати мы должны поддерживать никому не известного доселе предпринимателя? С отцом согласились сотни сочувствующих. Причем были среди них и те, кто подтверждал эту информацию. Самое любопытное, что название этого же ИП я услышала и из уст президента Ассоциации предприятий легкой промышленности Любови ХУДОВОЙ, когда брала у нее комментарий по поводу отечественных производителей формы. Рассуждая о том, что местные управления образования не рвутся поддерживать товары made in Kazakhstan, она сказала:
- Недавно мы узнали, что в Астане утвержден стандарт школьной формы для первоклассников. Она серого цвета, и покупать ее нужно в ИП “Ильясова”. Мы сделали запрос в соответствующие органы, чтобы выяснить, что это за ИП и какими производственными мощностями оно располагает. За столь короткий срок мелкий предприниматель не может произвести такое количество формы. Ее лишь можно закупить в одном месте и продать в другом. Конечно, это тоже решение. Но ведь когда появился приказ Мин­обра, речь шла и о том, что нужно в первую очередь поддерживать отечественных производителей.
Но вот в управлении образования Астаны категорически опровергли эту информацию, сказав, что никакой единой школьной формы в столице не утверждали.
- Каждая школа принимает свое решение. О каких-то конкретных поставщиках речь не идет, - заявили нам. - Мы не знаем, кто говорит о том, что в Астане единая форма. Слухи каждый может распространять.
- А что это за ИП “Ильясова”?
- Мы не имеем к нему отношения и не пропагандировали его. Мы первый раз слышим это название от вас, к нам с жалобами по этому поводу никто не обращался. Ни один из наших специалистов не давал указания покупать форму именно там, нет ни одной подтверждающей эту информацию бумаги. Мы за отечественных производителей, но, опять же, брать форму именно у них необязательно.

Шаг 4. Жалуемся

Пример с Астаной - показательный план действий для родителей, которых не устраивает ситуация со школьной формой. Мы, конечно, ничуть не сомневаемся в том, что в акимате говорят правду, но не забываем и о возмущенных родителях, которые вели себя именно так, как должен поступить в подобной ситуации каждый. То есть не молчать.
- Что делать родителю, которого заставляют покупать форму у определенного производителя? Несмот­ря ни на что, говорят: “Ты должен это сделать”, - спросила я все в том же столичном управлении образования.
- Ему так не скажут, - ответили мне. - Побоятся. Ни один директор не станет идти против родителей. Будьте настойчивы. Требуйте протокол, в котором указано, что форма должна быть куплена в определенной фирме. Вам его не покажут, потому что такого документа не может быть. Еще раз повторяем: заставить что-то сделать никто никого не может. Если все же это происходит, жалуйтесь в местный отдел или управление образования.
Из чего следует: в школе утверждают только цвет и фасон формы, причем на образцах, представленных для примера, действительно может быть продукция определенных производителей. Но это совсем не значит, что покупать нужно именно ее. Приобрести подобный комп­лект одежды можно где угодно, в конце концов ее можно сшить и на заказ.

Шаг 5. Покупаем

Пока особого ажиотажа в магазинах, торгующих школьной одеждой, нет. На рынках, которые к концу лета обычно завалены подобной продукцией, тоже тишина. Самый “сенокос” здесь начнется с первых дней августа. Хотя уже есть отделы, в которых продается форма, произведенная в соседних Киргизии и Китае. Они предлагают блузы и рубашки по три-четыре тысячи тенге, столько же стоят юбки и брюки для мальчиков, чуть дороже - до семи тысяч - сарафаны, пиджак - от пяти тысяч тенге.
Чтобы одеть свое чадо у отечественных производителей, денег понадобится чуть больше. Классический комп­лект для мальчиков (пиджак и брюки) - от 15 до 20 тысяч тенге , “четверка” на девочек (юбка, брюки, жилет, жакет) - от 24 до 31 тысячи. Это цены одного из самых популярных казахстанских брендов, производящих школьную форму, которые варьируются в зависимости от размера. Стоимость комплектов у других отечественных производителей примерно такая же.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть