6533

Как нам реорганизовать КСК

Создавая их в нынешнем виде, государство совершило ошибку, которую ему же исправлять

Злободневным проблемам ЖКХ наша газета только в этом году посвятила десятки материалов - журналистских расследований, интервью, репортажей с “круглых столов” и “прямых линий” с читателями, организованных редакцией. На страницах “Времени” эксперты делились своими мнениями и предложениями, как улучшить законодательство, регламентирующее деятельность КСК. Определенную заинтересованность в необходимости совершенствования профильной нормативно-правовой базы высказывали и представители уполномоченных госорганов. Но тем не менее в результате лучше в наших домах не стало. Потому что за словами не видно реальных подвижек. Больше того, стремительно растут недовольство и возмущение жильцов многоэтажек существующим положением дел. Наш обозреватель Пётр СВОИК уверен: половинчатые меры уже не спасут ситуацию, нужно кардинально менять правила игры в секторе ЖКХ и прежде всего переформатировать институт КСК.

Городской власти и отобранным ею общественникам, причем неважно, мегаполис это или нечто провинциальное, решающе важно в условиях кризиса, на мой взгляд, найти такую стержневую проблему, которая, с одной стороны, реально цепляла бы людей, трепала им нервы, а с другой - была бы практически решаема. Вот общественный совет Алматы взялся за КСК - и это правильно! С предыдущими начинаниями как-то не все получилось, поэтому наведение порядка в ЖКХ дает хороший шанс властителям южной столицы показать, кто здесь хозяин.

"Справедливая Россия” вообще сделала борьбу с монополистами своим знаменем в предвыборной кампании в Госдуму. Лидеры этой партии вовсю пиарятся тем, как им удалось заставить управляющие жилкомхозовские фирмы вернуть людям миллионы и даже миллиарды рублей.
Вот и наработки алматинского совета общественников сводятся к тому, чтобы больше спрашивать и строже наказывать председателей КСК, заставлять их публиковать всю отчетность в Интернете. Это не лишено смысла, но бесполезно. Потому что если даже председатели станут выполнять все требуемое, мало что изменится по существу. По той очевидной причине, что рулевые КСК в схеме управления жилым фондом подвешены в пустоте ну прямо-таки идеально: одинаково недосягаемы и для жильцов, и для властей.
При этом в действительно узловых точках - в каждом многоквартирном доме, жильцы которого объединены общей крышей, подвалом и двором и куда подведены электро-, тепло-, водо-, газоснабжающие коммуникации, и в городских микрорайонах, этих базовых структурных единицах городской жизни, тоже организационная и управленческая пустота.
И такой управленческий провал вовсе не по вине председателей КСК. Они жертвы стратегической ошибки, совершенной… государством. Не надо было ему бросать на произвол судьбы жилищно-коммунальное хозяйство - ох не надо!
Хотя все было по-своему логично: в остро кризисном 1996 году мы первыми в СНГ провели “образцовую” реформу: одним махом послали ЖКХ вместе с жильцами “этажерок” куда подальше: отменили коммунальные дотации и перерегистрировали крупные советские домоуправления и ЖЭКи в кооперативы собственников квартир. Получив вольную, многодомные монстры стали деградировать и мельчать через расколы, так и не приблизившись к людям. Добила же их следующая (уже негласная) реформа: отстранение от коммунальных платежей. До того крупные КСК, сохранившие опыт и кадры, худо-бедно не давали спуску тем же тепловым сетям, отсуживая у них крупные суммы. Но городские власти (кстати, пример подала наша южная столица), взяв сторону монополистов (при непротивлении правительства), перевели коммунальные расчеты, минуя КСК, сразу на поквартирный метод. Так в Алматы появились пресловутые ИВЦ и “АЛСЕКО”.
Деньги собирать стало удобно, но тем самым сами же власти, так и не создав правосубъектности городских многоэтажек, надежно грохнули любую возможность наведения порядка в ЖКХ. Провал попыток установки общедомовых приборов учета, кампании по модернизации и термомодернизации жилых домов - это все “прелести” последствия.
И клятые КСК, одинаково концентрирующие на себе недовольство как собственников квартир, так и акимов, тоже оттуда. Отодвинув кооперативы от главных денежных потоков, государство оставило им надежный источник почти бесполезного, зато абсолютно неуязвимого существования - целевые взносы жильцов. Деньги автоматически капают на счет, по сути, лишь в силу того, что этот КСК кто-то когда-то зарегистрировал.
Этих денег совершенно недостаточно для чего-то более серьезного, чем содержание дворников, зато более чем достаточно для “освоения” председателем, наемным юристом, кассиром и бухгалтером кооператива. Что они с большей или меньшей добросовестностью и осуществляют.
Возвращаясь к России, замечу, что там палку “свободы” от государства перегнули с другого конца. Там крупные и дееспособные управляющие компании (не чета нашим мелкотравчатым КСК) сохранились, и мэры городов, быстро смекнув, подобрали их в основном под себя. И теперь политпартии героически и на радость людям борются с этими частными, но немножко государственными злодеями.
А что на самом деле надо?
Нужно создать юридическую и представительскую субъектность в каждом многоквартирном доме, сделав именно дом (КСК-кондоминиум) базовой единицей - стороной договорных отношений с поставщиками услуг. Это во-первых. А во-вторых, сформировать на уровне городских микрорайонов муниципальные управляющие компании (на принципах ГЧП, например). Это должны быть структуры, наделенные достаточными ресурсами, обслуживающие и представляющие интересы домов-КСК и вообще отвечающие за жилкомхозовский порядок на вверенной территории.
Провернуть это важное дело может только государство. Ему давно пора возвращаться в ЖКХ.

От редакции Наш обозреватель готов в одном из ближайших номеров газеты более детально и обстоятельно рассказать суть предлагаемых им новшеств в управлении кооперативами собственников квартир и в целом ЖКХ. Должно ли государство субсидировать муниципальные управляющие компании? Какие базовые составляющие должны быть заложены в определение сумм целевых взносов жителей многоквартирных домов? Следует ли отказаться от повсеместно внедренного с начала этого года сбора средств с жильцов на капремонт? Пётр Своик ответит на эти и другие животрепещущие вопросы. А мы приглашаем специалистов, экспертов, аналитиков в области ЖКХ обсудить на наших страницах идею и предложения автора.

Пётр СВОИК, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть