3305

Друг и помощник, а не “циркулярная” пила!

Чего ждут казахстанские НПО от появления “своего” ведомства?

Как известно, в Казахстане образовано новое министерство - по делам религий и гражданского общества, которое возглавил экс-секретарь Совета безопасности Нурлан ЕРМЕКБАЕВ. Согласно указу президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА, ведомству переданы отдельные функции и полномочия Министерства культуры и спорта в сферах взаимодействия с религиозными объединениями, обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания, а также взаимодействия государства и гражданского сектора, и Министерства образования и науки - в сфере молодежной политики. Что думают о создании нового министерства те, кого это касается напрямую, - общественные деятели, правозащитники, религиоведы?

Мурат СМАГУЛОВ, религиовед, научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения комитета науки МОН:
- Новое министерство, скорее всего, будет углубленно заниматься вопросами идеологического характера. Тем более что в этом деле Казахстан не первопроходец - подобные министерства и управления существуют в Норвегии, Израиле, Турции. Из указа президента очевидно: будет уделено особое внимание проблеме радикальных настроений, навязываемых молодежи последователями запрещенных экстремистских групп. О существующей проблеме религиозной радикализации именно определенной части молодежи эксперты говорят давно. В ту же Сирию уехали молодые семьи и юноши, а не люди старшего поколения. Одного лишь силового метода в борьбе с этим недостаточно.
Одним словом, государство выходит на новый уровень борьбы с экстремизмом, терроризмом и нетрадиционными деструктивными объединениями. Поэтому будем надеяться, что вновь образованное министерство станет новым витком в истории государства по борьбе с радикализмом и даст сильный импульс гражданскому обществу сохранить и поддержать духовную, идеологическую и мировоззренческую целостность в стране.
Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека”:
- Я, когда услышала о создании нового Министерства по делам религий и гражданского общества, сразу вспомнила писателя Джорджа ОРУЭЛЛА с его “министерством правды”. А если серьезно... Раз уж решили объединить под одной ведомственной крышей и религиозные объединения, и представителей гражданского общества, то нужно, чтобы это ведомство умело вести диалог и защищать это самое гражданское общество, а не ограничиваться рассылкой каких-то циркуляров. Оно должно быть контактным, учитывать мнение людей, и на основе этого разрабатывать дальнейшую стратегию и тактику своей работы. Министр Нурлан Ермекбаев, на мой взгляд, глубоко порядочный человек, с ним я много раз сталкивалась. Может быть, ему удастся хотя бы учитывать интересы общества. Но для этого он должен быть постоянно в тренде - встречаться с представителями гражданского общества, отвечать на их вопросы, продвигать их конструктивные инициативы.
Амиржан КОСАНОВ, независимый политик:
- Казалось бы, все верно, такое ведомство должно быть. Но возникает несколько вопросов. Чем тогда будут заниматься структуры того же Совета безопасности, которые как раз и нацелены на борьбу с различными видами современных угроз? И почему государство (посредством и без того хилого бюджета) будет делать то, что должны делать сами конфессии? Зачем такое дублирование? И, главное, о каком гражданском обществе пойдет речь? Будут ли это прикормленные НПО и персоны - или же чиновники ведомства попытаются наладить взаимодействие с целым пластом реального гражданского (негосударственного) общества, где есть и весьма неудобные для действующей власти организации и личности? Какие политические полномочия у нового министра? Хотелось бы как можно скорее получить ответы на эти вопросы.
Марианна ГУРИНА, президент общественного фонда “Улагатты жануя”:
- Я беспокоюсь о тысячах верующих людей в стране. И если они верят в Бога, верят искренне и честно, меняя собственные судьбы и идя под флагом духа, живут в соответствии с законами нашей страны, то не должно быть каких-то еще притеснений и попыток ущемления таких людей. У нас уже был опыт перерегистрации религиозных объединений, и сейчас люди опасаются новых ограничений прав верующих. Если в религиозном объединении не пять тысяч человек, а меньше - его закроют; если оно находится рядом с учебным заведением - его закроют. Но проблема в том, что нельзя загонять веру в подполье - иначе котел взорвется.
Поэтому позиция нового министерства должна быть, с одной стороны, очень осторожной, а с другой - открытой и честной. Что касается гражданского общества, то, полагаю, мы получим еще одну контролирующую организацию. Это, конечно, право власти. Но я считаю, что люди, работающие в неправительственном секторе, - это прежде всего граждане нашей страны, причем активные граждане. К ним нужно прислушиваться, а не пытаться вставлять палки в колеса. Мы должны сотрудничать. Я бы хотела постоянного контакта с новым министерством - живого, открытого содружества, а не контроля. Мы должны наладить диалог и делать общее дело, чтобы наше государство процветало.
Ирина МЕДНИКОВА, генеральный директор общественного фонда “Молодежная информационная служба Казахстана”:
- Для меня интересно то, что в названии ведомства появилось “гражданское общество”. Значит, государство констатирует его развитие и, может быть, даже намерено признавать его как равноправный субъект общественной политики. Радует и то, что молодежь отнесена к гражданскому обществу и ее управление забрали у МОН, которое занималось этим с начала нашей независимости.
Жанар СЕКЕРБАЕВА, соосновательница казахстанской феминистской инициативы “Феминита”:
- Очень важно, что люди, принимающие решения в Казахстане, стали использовать такие слова, как “гражданское общество”. Хотя, с моей точки зрения, это симулякр! Я вижу, что такого общества нет, а есть отдельные индивиды или фрагментарные, разрозненные сообщества. Люди боятся выражать свое мнение, защищать свои права, многие не воспринимают себя субъектами общественной жизни. Как феминистка и ЛГБТ-активистка, считаю: на вызовы времени бесполезно отвечать созданием все новых и новых ведомств. Это всего лишь бюрократические махины - неповоротливые и копирующие друг друга. Нужно, чтобы реально работали законы и соблюдались права. Сегодня каждая вторая женщина в нашей стране подвергается физическому насилию, и для меня очевидно, что новое министерство вряд ли изменит эту печальную ситуацию.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть