3397

Карманный фонд

 

В Петропавловске родители детей-инвалидов - члены общества “Ориди” - несколько месяцев собирали деньги на организацию детского реабилитационного центра. В начале лета стартовал бессрочный благотворительный марафон. “Будем собирать до тех пор, пока не накопим нужную сумму!” - заявила тогда корреспонденту “Времени” председатель общества Екатерина АНДРЕЕВА. Но когда пришла пора подводить предварительные итоги, выяснилось, что центр создавать никто уже не собирается, а в самом обществе скандал: председателя заподозрили в присвоении спонсорских денег.

Сейчас мамы детей-инвалидов в один голос говорят, что реабилитационный центр им не нужен как минимум по двум причинам: во-первых, услуги по реабилитации детей с диагнозом ДЦП можно получить в Петропавловске совершенно бесплатно, а во-вторых, на свой центр они никогда не соберут нужную сумму!
Идея организовать этот бесконечный марафон принадлежит теперь уже бывшему председателю “Ориди” Екатерине Андреевой. Предполагалось, что и впоследствии центр будет существовать на пожертвования.
- Я спрашивала: “Катя, зачем нам центр?!” - вспоминает сейчас одна из мам общества Наталья ОСТРОВСКАЯ. - Но тогда она нам сказала, что помещение уже есть, нужно собрать деньги только на сенсорную комнату, еще на какое-то оборудование. А сейчас мы узнаем, что помещения у нас нет, ничего нет. И нужно делать целый реабилитационный центр с нуля!
Тем не менее в начале марафона к этой идее отнеслись с большим воодушевлением. Информационную поддержку обеспечил городской акимат. Люди ходили на благотворительные акции, несли деньги на центр и даже сами принимали участие в сборе средств. Целый месяц у входа в парк устраивали импровизированные концерты, где мог выступить любой желающий. Рядом стоял ящик, куда собирали пожертвования.
Сколько на самом деле заработали на народных талантах, увы, неизвестно. Ящики вскрыли без членов ревизионной комиссии общества. Екатерина Андреева тогда объявила: 530 тысяч тенге. А вот сумма, собранная на благотворительной фотосессии, известна точно. Считали тогда всем миром.
Это было, пожалуй, самое крупное мероприятие марафона. База отдыха неподалеку от Петропавловска предоставила всю свою площадь. Прибыли местные фотографы. Люди ехали целыми семьями за красивыми фотографиями и свежим воздухом. Все деньги, заработанные на фотосетах, должны были пойти на реабилитационный центр - ровно 343 тысячи тенге.
А несколько дней спустя в машине одной из мам председатель Екатерина Андреева забыла договор ее личного банковского вклада. Он был открыт на следующий день после проведения акции. Сумма вклада подозрительно совпадала с собранной на фотосетах - 343 тысячи тенге.
- Она даже не стала отпираться, - продолжает Наталья Островская. - Мы вместе поехали в банк, взяли распечатку с этого депозита. Оказалось, что сто тысяч тенге уже сняты. Куда они потрачены, нам узнать так и не удалось. На нужды общества и на организацию марафона, сказала нам Катя.
И тут мамы общества вместе со спонсорами, которые помогали “Ориди” все это время, взялись за масштабное расследование.
- Помогать обществу хотят многие, - говорит Наталья КУЛЕШОВА (на снимке). - Когда мы подняли счета общества, увидели, что на них постоянно есть поступления. Причем это солидные суммы. Также постоянно есть и снятие денег. Начали разбираться на собрании: кому-то что-то покупалось в этот конкретный месяц и день? Нет, никому! Мама одна даже рассказывала, как искала деньги на лекарства, а Катя ей сказала, что денег нет. Но, судя по состоянию счета, на тот момент деньги у “Ориди” были!
Это “внутреннее расследование” началось месяц назад. Но как минимум три мамы в обществе пытались сказать об этих проблемах раньше. Гульмира НУРПЕИСОВА (на снимке) как член ревизионной комиссии в феврале проверяла итоги прошлогоднего благотворительного марафона:
- Увидела, что председатель взяла себе 70 тысяч тенге премии, а координатор - 60 тысяч. Это из тех денег, что собирали для детей! Потом мы узнали, что в этом году больше 200 тысяч тенге было потрачено только на волонтеров - их питание, костюмы, футболки. 50 тысяч тенге получил человек, который привозил нашу же аппаратуру к месту проведения концертов. На такси вышло бы дешевле! Как вы думаете, сколько времени мы бы собирали деньги на центр, если больше половины собранных средств идет на организацию этого марафона? Я много еще вопросов задавала. Например, почему в акции “Подари мечту” участвуют всего 11 детей, а не все 23 ребенка нашего общества? Катя мне тогда ответила: они сказали, им ничего не нужно. Но я не поверю в то, что есть семья с ребенком-инвалидом, которой ничего не нужно!
Ребенку Гульмиры Нурпеисовой тогда собрали деньги на коляску. А вот мечту дочери Натальи Островской, которая не может самостоятельно передвигаться, исполнить не удалось. Специальная кровать, которая принимает четыре разных положения, стоит 200 тысяч тенге.
- Это очень дорого, сказала мне тогда Катя, я согласилась, - говорит Наталья, - и уже потом узнала, что ее ребенку купили велосипед за 500 тысяч тенге.
За неудобные вопросы Гульмиру Нурпеисову чуть не исключили из общества. Об этом маму ребенка-инвалида оповестили по почте. И попросили вернуть подаренную коляску. Но Гульмира пошла на принцип и покидать общество, несмотря на конфликт с председателем, не стала. А тут и председатель сменился.
Теперь обществом будет руководить Любовь СИМОНОВА, она двадцать лет назад его и основала. Потом пришлось дела оставить: дочери стало совсем плохо. А вот попасть обратно оказалось совсем не просто.
- Больше месяца я просила Катю взять меня обратно. Леночке стало получше, к нам приходит соцработник, и я могла бы помогать обществу. Это потом я узнала, что попасть в члены “Ориди” не так-то просто! - рассказывает Симонова.
Забире МУСАБАЕВОЙ (на снимке) стать членом “Ориди” не удалось, хотя женщина воспитывает двоих детей с ДЦП:
- Мы за качество! - объяснила мне Екатерина Андреева. - Лучше я помогу качественно одному ребенку, чем по чуть-чуть получат все! А по поводу того, что люди посчитали, что я что-то там себе присваивала, неправда. Я все это делала в интересах общества!
Как бы там ни было, сейчас порядки в обществе собираются менять. И очень боятся, что теперь им будет еще труднее: придется снова завоевывать доверие после такого скандала.
- Я думаю, мы сами во всем виноваты: не требовали отчетности, не вникали, позволили так вести дела! - восклицает Наталья Островская. - Эта ситуация -
результат нашего бездействия, и это послужит нам уроком. Мы должны гарантировать, что деньги, собранные для наших детей, будут потрачены именно на реальную помощь детям, будь то реабилитация, лечение или бытовые нужды, и помощь будет охватывать всех без исключения.  Именно для этого мы создали правление из восьми человек и выбрали председателя, чтобы все было честно и прозрачно. Теперь по любому вопросу требуется согласие всех членов правления.
Общественному объединению “Ориди” в следующем году двадцать лет. Главная его цель - помочь родителям детей с тяжелыми диагнозами. И прежде всего материально: собирать деньги на дорогостоящую реабилитацию или коляски гораздо проще всем вместе. А вот о том, что это можно превратить в неплохой бизнес, до недавнего момента мало кто думал.

Ульяна АШИМОВА, фото автора и из личных архивов героев публикации, Петропавловск

P.S. Как только члены общества узнали о таких проделках, тут же написали заявление в прокуратуру. Но в надзорный орган бумага так и не попала: председатель добровольно сложила свои полномочия, часть денег с депозита вернула. Остальные ей простили. Местный юрист Павел АФАНАСЬЕВ объяснил мамам детей-инвалидов, что искать в этом деле правду - себе дороже.
- Перспективы уголовного дела здесь нет! - уточнил Афанасьев корреспонденту “Времени”. - Можно написать заявление в полицию, в прокуратуру, но по опыту скажу, что это бесполезно. Они сразу дают ответ, что это гражданско-правовые отношения и решать их нужно в судебном порядке. Да и в суде очень сложно такие дела выигрывать. Нужно точно установить сумму ущерба: либо с помощью сторонней аудиторской проверки, но это очень дорого для общественной организации, либо самостоятельно членами ревизионной комиссии. В большинстве случаев ревкомиссия либо беззубая, либо друзья-подружки председателя и с ним заодно, либо просто некомпетентные люди, которые ничего не смыслят в бухгалтерии. Это общество не первое, где руководителей уличают в присвоении средств, но вернуть деньги по закону не получается. Так что здесь все еще хорошо закончилось: председатель ушел, контроль над счетами теперь у вновь избранного руководителя.


Поделиться
Класснуть