8867

Напоролись на тарифы

Депутат маслихата Южного Казахстана Умерзак Мелдеханов объявил войну местным коммунальным монополистам

Выступление нардепа на недавней сессии облмаслихата, словно катапульта, выкинуло коммунальщиков из зоны комфорта. Вооружившись калькулятором, официальными данными, многолетними счетами за комуслуги и терпением, он пришел к таким умозаключениям, разбираться в которых, скорее всего, придется прокуратуре. Некоторыми своими выкладками правдоискатель поделился в интервью газете “Время”.

- Начиная эту работу, я даже не мог предположить, насколько аховая ситуация у нас с тарифами. Вот лишь некоторые официальные цифры. С 2010 года электроэнергия в Шымкенте подорожала на 89,4 процента - с 10,3 до 22,27 тенге за киловатт, хотя в 2006 году тариф составлял 2,26 тенге. Газ - аж на 247 процентов! С 12,69 до 31,31 тенге за кубометр.
С водой такая же петрушка: если в конце 1998 года куб стоил для населения 7,1 тенге, то сегодня - 107,65 тенге. То есть подорожала на 1516 процентов! Это же за гранью понимания! Хлеб у нас за десять лет подорожал всего на 10 тенге, а в коммуналке такая ценовая пропасть.
Непонятна и причина разделения тарифа по категориям. Чем отличается вода, которую пьют бюджетники на работе (там она стоит 308,21 тенге без НДС), от той, которую употребляют дома? Может, бюджетники и коммерческие организации (для них тариф составляет 239,09 тенге без НДС) получают воду более высокого качества? Или для ТОО “ВРМ” бюджетные организации нашего государства - дойная корова?
- У монополистов на каждый поднятый тиын свое обоснование, целый перечень трат - начиная с расходов на закуп товара у поставщиков и заканчивая зарплатой персонала…
- Я внимательно изучил некоторые из таких заявок на повышение тарифов и заметил тенденцию. Практически у всех монополистов-коммунальщиков фигурирует графа “ремонт и реконструкция сетей, оборудования и пр.” - и так из года в год. Да за те деньги, что они за все эти годы собрали с шымкент­цев, можно не только привести в порядок свое хозяйство, но и проложить новый газо- и водопровод практически по всему Казахстану!
А они ведь не только с населения деньги тянут на эти ремонты и реконструкции. Каждый год государство выделяет многомиллионные суммы для их поддержки, а они в ответ клянутся выплачивать ему дивиденды. Однако когда я спросил у руководителей этих предприятий, какая часть прибыли перечислена в госказну и когда это было в последний раз, никто ответить не смог.
- Возможно, прибыли у них нет...
- Конечно (смеется)! Я полагаю, дело тут в другом. У меня сложилось устойчивое мнение, что все эти коммунальные компании - очень хорошая кормушка. Вы посмотрите, сколько посредников между производителем той же самой электроэнергии и ее потребителем! Куча ТОО, ИП и прочих нахлебников, и все они пасутся в наших кошельках, потому что сидят в тарифах монополистов.
Да и сами монополисты от нелюбви к себе не страдают. Взять то же ТОО “ВРМ”. В 2015 году месячная зарплата его первого руководителя Анарбека ОРМАНА (на снимке), по официальным данным (у меня есть соответствующие документы), составляла 614 700 тенге. Его зам получал 406 600 тенге. А общий месячный зарплатный “котел” высшего звена управления этого ТОО составлял 3 355 800 тенге. В 2016-м аппетиты водоканальцев возросли, но по-разному. Себе Орман поднял зарплату до 776 900 тенге, а вот первого зама обидел, утяжелив его кошелек лишь на 30 000. Как выглядят такие цифры в глазах среднего шымкентца, который получает 50 000 тенге и при этом содержит армию таких вот коммунальщиков?
- Считать чужие деньги нехорошо. Тем более что это частные компании, а там, как говорится, своя рука - владыка.
- Вот именно! Тысячи шымкентских старушек лишний раз себе колбасы не купят, но за газ-воду-свет исправно платят, а эти самые “владыки” без зазрения совести на стариковские деньги жируют!
Смотрел я отчет о работе одного из таких монополистов. Там среди знаковых достижений предприятия значатся замена кодовых зам­ков на дверях здания, где сидит руководство, и установка с дальнейшим обслуживанием поливной системы газонов!
- Однако есть же ведомство, которое призвано урезонивать аппетиты монополистов…
- Если вы о департаменте по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, то он, на мой взгляд, уже давно отстаивает интересы не народа и государства, а монополистов. Мы сделали запрос в эту госорганизацию по некоторым цифрам, касающимся деятельности компаний-монополистов, но в ответ получили отлуп. Дескать, это конфиденциальная информация и разглашать ее третьим лицам департамент не может. Выходит, “благословлять” коммунальщиков на драконовские тарифы они вправе, а сделать прозрачной их расходно-доходную часть - нет.
Я неоднократно участвовал в так называемых общественных слушаниях по повышению тарифов. Там представители департамента с таким рвением отстаивают позицию монополистов, что возникают подозрения в личной заинтересованности.
- Кстати, на днях в ходе обсуждения с общественностью Шымкента нового тарифа на тепло руководитель департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Бахтияр АТАЛЫКОВ (на снимке) выставил из зала мужчину, предложившего вынести вопрос подорожания отопления на всегородское обсуждение. “У тебя нет права говорить от имени всех шымкентцев. Ты не депутат, народ тебя не избирал. А цену все равно поднимут”, - смело парировал чиновник. Кстати, Аталыкова поддержали несколько депутатов гормаслихата, в том числе председатель совета директоров АО “3-Энергоорталык”, обеспечивающего теплом весь Шымкент, Нуркоз ЖАНАБАЕВ (на снимке).
- Что и требовалось доказать! Эта схема отработана годами. Достаточно вспомнить состав городского маслихата, когда акимом Шымкента был нынешний руководитель ТОО “ВРМ”. Во время правления городом - с сентября 2006-го по февраль 2008-го - в маслихате заседали 17 человек, имевших прямое или косвенное отношение к Орману, а пятеро депутатов были сотрудниками “Водоканала” и его дочерних структур. И это при том, что всего в гормаслихате было 29 депутатских мест.
- Хм, интересно... А не в то ли время разразился скандал со строительством подстанции “Северная” на одной из окраин Шымкента?
- Именно так. Акимат за подписью тогдашнего начальника строительства перечислил 111 миллионов тенге на строительство подстанции. Подрядчик, не будь дураком, часть денег закинул на погашение своего банковского кредита, а остаток в 80 миллионов положил себе в карман. Хотя по документам все деньги ушли на строительство, которое было “завершено” в срок. Но когда энергетики пришли принимать объект, подстанцию они не наблюдали. Был суд. Директора подрядного ТОО приговорили к шести годам лишения свободы, а чиновник-казнокрад из городского акимата получил два года. Правда, спустя совсем немного времени по неведомым мне причинам судимость с него была снята.
- Выходит, что чиновники и фирмы, задействованные в коммунальной сфере и во всем, что с ней связано, находятся в неких особых отношениях?
- Я не стану этого утверждать, но и отрицать не буду. Приведу лишь пример. Недавно имел встречу с одной маленькой энергопоставляющей компанией, обеспечивающей очень небольшое количество шымкентских абонентов электроэнергией. Причем за цену, значительно меньшую, чем у монополиста. Значит, это возможно?! Так представители этой компании пожаловались, что высокие чины из акимата заставляют их подключить к своим сетям “нужных” людей. То есть, получается, те, кто крышует и поощряет грабительские тарифы монополистов, своих людей и компании пристраивают туда, где подешевле?
- Судя по вашему боевому настрою, это только малая часть болячек, вскрытая вами в ходе депутатского расследования. И каким вы видите решение тарифного вопроса?
- Действительно, куда ни копни - там как минимум халатность. Вот пытаюсь во всем этом разобраться. Хотя уже понимаю, что после сбора информации о том, как у нас обстоят дела в коммунальной сфере, придется поделиться своими “открытиями” с прокуратурой. Полагаю, этот произвол монополистов кто-то должен остановить. Во-вторых, обеспечение населения газом, светом, водой, теплом является стратегически значимым вопросом социально-экономической жизни и стабильности страны. По­этому не пора ли вернуть стратегически важные объекты в госсобственность?

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и из интернет-источников, Шымкент

Мы обратились за комментариями к Анарбеку Орману, однако он “переадресовл” нас по вопросам тарифо­образования в госорганы. В свою очередь в акимате Шымкента пообещали ответить на все наши вопросы в ближайшие дни.

Поделиться
Класснуть