3320

Абсурд семейского масштаба

Жителей города, в котором расположен единственный в республике завод по сборке автобусов, перевозят на старых развалюхах

Своеобразно оценивают систему общественных пассажироперевозок Семея сами горожане. “Новый фонтан на центральной площади города начинает работать с 21.00 (и то не всегда), а автобусы не ходят уже после 20.00! Многим хочется посмотреть его в действии. Вообще, для кого его сделали?” - озаботился один из участников недавнего городского соцопроса. Другие респонденты вежливо просят: “Пожалуйста, сделайте так, чтобы автобусы и маршрутки ходили хотя бы до 22.00, особенно в рабочие дни, и на окраины города”. А жители окраин мечтают о том, как бы на общественном транспорте добраться до центра хотя бы… в часы пик. Попробуем разобраться, как и почему именно так курсируют по улицам Семея городские автобусы.

Семейские перевозчики, как и их коллеги из других городов страны, всеми правдами и неправдами добиваются повышения оплаты проезда. Но после провалившейся громкой попытки год назад самовольно поднять планку сразу на 20 тенге транспортники больше не рискуют идти на открытую конфронтацию с властью. Взрослый билет в общественном транспорте по-прежнему стоит 60 тенге. Но при этом под удар попали льготники.
В начале октября два из шести перевозчиков Семея - ТОО “Таксомоторный парк” и ТОО “Семдортехника” - объявили об отмене 50-процентной скидки для участников и инвалидов Великой Отечественной, пенсионеров старше 70 лет и инвалидов по зрению с сопровождающими лицами. Остались только две льготы - бесплатный проезд для ребятни младше семи лет и половинная плата для детей от 7 до 15 лет. Да и от них не отказались только потому, что они предусмотрены законом о транспорте. Но при этом в таксомоторном парке ясно дали понять: они готовы вернуть отмененные льготы, если акимат разрешит… повысить стоимость проезда!
Тут стоит заметить: если в других городах власти компенсируют автопаркам льготный проезд социально уязвимых слоев населения, то в Семее все льготы - исключительно добрый жест перевозчиков. Кстати, большинство автопарков отказались от их предоставления еще в 2013 году. Поэтому у сведущих в пассажирских автоперевозках язык не повернется упрекать “Семдортехнику” и таксомоторный парк, тем более что за последний год стоимость дизельного топлива подскочила с 99 до 140 тенге.
Может, и вправду пришло время властям признать обоснованным требование транспортников повысить проездной тариф?
- Да, поднимать тариф надо, - признает аким города Ермак САЛИМОВ (на снимке). - Тем более что в Семее стоимость проезда одна из самых низких в Казах­стане. Но для этого перевозчики должны предоставить нам свои документально подтвержденные расходы и доходы, чтобы высчитать оптимальный тариф. Но перевозчики до сих пор не могут предоставить свои расчеты! Причина проста - 70 процентов выигранных на тендерах маршрутов автотранспортные ТОО передают третьим лицам, которые с улицы пришли. Понятно, у них нет ни бухгалтерии, никакого ценообразования - ничего! В результате никто не несет ни за что никакой ответственности. Все думают только о том, как наполнить свой карман. Поэтому у нас дублируются популярные маршруты, а на окраину никто ехать не хочет. Отрабатывают только пиковые часы.
Об этом же, кстати, говорил и глава Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ (на снимке) в разгар прошлогоднего противостояния между Семейским акиматом и перевозчиками:
- Сначала - качество, потом - повышение тарифа!.. До тех пор пока мы будем им улыбаться и смотреть на них как на “небожителей” (видите ли, соизволивших перевозить пассажиров. - М. Г.), не выставляя соответствующих стандартов, они будут шантажировать повышением тарифа.
В том, что перевозчики ощутили себя небожителями, есть вклад прежнего акима Семея Айбека КАРИМОВА. Это при нем в 2013 году им удалось узаконить самовольно поднятый тариф с 40 до 60 тенге. Тогда же акимат закрывал глаза на то, что городской центр управления пассажирским транспортом (ЦУПТ) фактически превратился в карманную организацию автобусных “королей”, лоббировавшую их интересы, вместо того чтобы контролировать работу перевозчиков. Год назад Ермак Салимов заявил, что положит этому конец, и после резкой критики акима уволился по собственному желанию тогдашний глава ЦУПТ Олег БЕЛОУСОВ.
Пришедший ему на смену Бейсенгазы ТАСТЕКЕЕВ развернул бурную деятельность и не так давно представил общественности систему GPS-контроля за общественным транспортом, на внедрение которой горакимат выделил четыре миллиона тенге.
- В этом отношении мы опередили даже Усть-Каменогорск! - не без гордости замечает нынешний директор ЦУПТ. - Программа GPS-мониторинга под названием “Система диспетчеризации городского пассажирского транспорта BusReport” охватила все шесть предприятий-перевозчиков. Теперь каждый автобус как на ладони: можно не только проследить соблюдение интервалов и доезжают ли они до конечных остановок, но даже определить, с какой скоростью едут.
Установив на своем смартфоне приложение InfoBus.kz, любой семейчанин может определиться с нужным ему автобусом, узнать, когда он подъедет на его остановку. Это нововведение особенно пригодится в зимний период.
- За месяц число пользователей этого портала из Семея возросло с 3 до 15 тысяч человек! - воодушевлен Тастекеев.
Однако это едва ли не единственный успех в ворохе проблем обслуживания пассажиров. Тот же ЦУПТ не имеет законных оснований принимать меры против выявленных нарушителей.
- Для этого мы обязаны заключить договор с перевозчиками на диспетчерское сопровождение и контроль, - разъясняет глава ЦУПТ. - В данный момент идут переговоры о его заключении. Раньше такой договор был. Но потом в силу каких-то обстоятельств перевозчики расторгли его в одностороннем порядке.
“Небожители” - они такие! Получается, единственное, что сейчас может сделать ЦУПТ, - это довести до горотдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог результаты GPS-мониторинга. Те, по идее, как заказчики услуг могут при систематических нарушениях расторгнуть договор с перевозчиками. Но реальность такова, что нарушений в работе общественного транспорта пруд пруди, а ни одного договора так и не было расторгнуто.
На дорогах Семея пыхтят старые грязные автобусы, на последнем издыхании - малогабаритные газельки.
- Изношенный пассажирский транспорт - болезненная тема, - соглашаясь, вздыхает директор ЦУПТ. - У нас по плану 411 транспортных средств, а выходят на 50 действующих в городе маршрутов 350-360. Из-за недовыхода автобусов увеличиваются интервалы между ними. Людям приходится дольше ждать. Проблема в том, что автобусы большой вместимости у нас сплошь импортные. Запчасти для них автопарки покупают за валюту. Но они рано или поздно все равно ведь ломаются. Перевозчики лишь руками разводят: на что их покупать или где-то самим делать, если тариф убыточный?
Круг замкнулся? Нет! В Семее особый случай. Это, пожалуй, единственный город в Казахстане, в котором работает, и довольно успешно, СемАЗ по сборке пассажирских автобусов. Здесь аж с 2007 года выпускают Daewoo. Так вот, за все это время местные пассажироперевозчики не приобрели у СемАЗа ни одного автобуса!
- Я не могу сказать, что наши автобусы дорогие, - комментирует абсурдную ситуацию директор ТОО “СемАЗ” Асемхан ДОСКУЖАНОВ. - Автобусы длиной от 9 до 12 метров стоят от 80 до 105 тысяч долларов (естественно, в тенговом эквиваленте) соответственно. В среднем мы собираем сто машин в год. Работаем под заказ. Наши автобусы приобретают автопарки Алматы, Астаны, Атырау, Актау. Были заказы из Павлодара и Усть-Каменогорска. Все заказчики - частники. Почему наши перевозчики не приобретают наши автобусы, я не знаю…
А как вам такой примечательный факт? Еще в 2013 году аким Семея Айбек Каримов делился планами о создании муниципального автопарка в противовес вырвавшимся из-под контроля властей перевозчикам-частникам. Тогда шли разговоры о том, что новый автопарк будет комплектоваться автобусами местного завода. Но планы по созданию муниципального парка перечеркнул... антимонопольный комитет! Вот так сапожник остался без собственных сапог.
И только сейчас, после недавнего подписания в Усть-Каменогорске предварительного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который согласился профинансировать - естественно, в кредит - проект модернизации общественного транспорта Усть-Каменогорска и Семея, планируется, что в его рамках власти второго по статусу и величине города Восточного Казахстана будут при­обретать автобусы у СемАЗа. В этой кредитной линии Семею предусматривается предоставить 4,5 млрд. тенге.
- На эти деньги мы совместно с ЦУПТ собираемся закупить 80 автобусов - современных, высокого класса, с электронным билетированием, - поделился со “Временем” планами аким Семея Ермак Салимов. - 45 - больших, остальные - средние. Эти автобусы мы будем сдавать в аренду перевозчикам. Если откажутся наши, найдем других. С новыми автобусами будет уместно и повышение стоимости проезда.
Наверное, только тогда семейским властям и перевозчикам удастся заодно повысить и качество обслуживания горожан. Ждать осталось... недолго?

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

ОТ РЕДАКЦИИ О том, как работает общественный транспорт Усть-Каменогорска, читайте в следующем материале нашего газетного проекта.

Поделиться
Класснуть