⇧ Наверх

Маршрут в зоне не утаишь

Евгений ФОМИНЫХ

 

О непостижимых особенностях городского общественного транспорта Усть-Каменогорска

Общественный транспорт “столицы” Восточного Казахстана - как отражение казахстанской действительности: старый, обшарпанный и дребезжащий, зато с плазменным монитором и вайфаем! И комфорт люксовый, как мы любим: массаж локтями во время давки, сауна в салоне летом и экстремальное кондиционирование зимой. Ну и совсем уж королевский размах: со степенностью британской владычицы ступающая кондуктор, пред которой расступается праздная челядь. 

Колёсная база

В Усть-Каменогорске 57 автомобильных маршрутов: 12 микроавтобусных и 45 автобусных. Ежедневно на линию выходят более 300 автобусов и 100 маршруток. Власти уверяют: машин хватает. Правда, ответственные за такой анализ госмужи все больше специализируются на комфорте “лексусов” и “мерседесов” и преступно редко добираются до работы или до дома на пролетарском транспорте. А жаль. В часы пик заботливые чиновники смогли бы по достоинству оценить уют прокуренного салона пазика, набитого разгневанными и разгоряченными пассажирами. Да и дождаться этой газовой камеры на колесах - всего ничего, какие-то полчаса на морозе…
Усть-Каменогорск для автоперевозчиков - город во всех смыслах не простой. Растянувшийся узкой лентой областной центр просто невозможно пересечь из одного конца в другой без пересадки. Маршруты выходят невероятно протяженными. А их содержание, по версии владельцев автопарков, - чрезвычайно затратным. В минувшем сентябре транспортники в очередной раз обратились в городской акимат с заявкой на повышение тарифа. Нынешние 75 тенге - курам на смех, утверждают автобусники. А дальше шокируют: чтобы автопарки вышли на рентабельность и минимальную прибыль, стоимость проезда должна быть… 200 тенге! Не меньше! На интернет-форумах пользователи шутят: да за такие деньги автобус должен высаживать пассажиров прямо у дверей домов или офисов!
Как и в других городах страны, тариф на проезд - камень преткновения во взаимоотношениях автопарков и властей. В горакимате минимум раз в год сокрушаются: подвижной состав скоро станет неподвижным - автобусы дышат на ладан, пора менять! Владельцы автопарков встают в стойку: а на какие шиши? Дайте тариф повысить! Власти отрицательно качают головой: нельзя - социальное напряжение! Автобусники отрезают: тогда и нас не напрягайте!
Впрочем, иногда эти обоюдные уколы в болезненном вопросе тарифообразования приводят к весьма плачевным последствиям. Два года назад часть автобусов попросту не вышла на маршруты, когда акимат в очередной раз отказался поднимать цену за проезд. Усть-Каменогорск встал! Госорганы засуетились, сели за стол переговоров. И тариф подрос!
Нынче ситуация может повториться - владельцы автопарков уже который месяц сетуют, что власти попросту откладывают неизбежное. На днях, дабы придать вес своим действиям, перевозчики отменили льготы для пенсионеров в автобусах. Возмущению бабушек и дедушек нет предела: твои года - его богатство! На что владельцы автопарков сетуют: горакимат никак не субсидирует проезд для стариков, а быть добрыми себе в убыток - в бизнесе такого закона нет.
Кстати, свое решение тарифной проблемы еще два года назад предлагали преподаватели транспортного факультета Восточно-Казахстанского госуниверситета им. Д. Серикбаева. Проанализировав ситуацию, ученые разбили город на условные зоны, в границах которых автономно курсировали бы автобусы определенных маршрутов. То есть в каждой такой зоне - свои маршруты. Основная идея: маршруты перевозчиков сокращаются вдвое-втрое, а тариф остается прежним. Между тем граждане, которым нужно ехать через весь город, платили бы больше “благодаря” пересадкам. А те, кто едет две-три остановки, напротив, - меньше.
Как оценили это ноу-хау пассажиры, особенно “с пересадками”, истории неведомо. В городском акимате предложение традиционно обсудили и... засунули в долгий ящик начальственного стола. Видимо, не стали рисковать...
Проблемы у автопарков старые. Во всех смыслах. На маршруты выходят настоящие четырехколесные патриархи. Год назад местные СМИ сообщали, что самый старый автобус еще… аж советского 70-го года выпуска! Думаете, старые “железные кони” портят маршрутную борозду исключительно из-за скупости владельцев автопарков? Нет! Просто не заглохнуть во время суровых восточноказахстанских морозов сможет далеко не каждый теплолюбивый новенький “европеец”. Зато старым закаленным ЛиАЗам вполне по силам пережить сорокаградусную стужу. А парочка недемонтированных компостеров в реликтах на колесах вызывает массу неподдельно любопытных историко-археологических вопросов у молодежи.
А вот местные экологи и надзорные органы все время пытаются поймать сегодняшние автобусы за дымный черный хвост. Современные китайские транспортные средства исторгают во время движения смрадные угольно-черные клубы дыма, из-за которых ни водителям машин, ни пешеходам не видно, что происходит вокруг. Да и общую картину многострадальной атмосферы промышленного Усть-Каменогорска очередной черный штрих явно не красит. Штрафовали, внушали, сетовали, а перевозчикам хоть бы хны - опять за свое: хотите вместо бричек кареты - утвердите новый тариф!
Правда, месяц назад на региональном инвестиционном форуме власти заключили соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о кредитовании масштабного обновления автопарков Усть-Каменогорска и Семея (об этом мы уже сообщали в предыдущих публикациях. - Ред.). Разгладит ли пара уколов “кредитной красоты” все морщины на лице городской транспортной системы, можно будет узнать, наверное, уже в будущем году.
Никак не могут прижиться в общественном транспорте Усть-Каменогорска и всевозможные ноу-хау из области IT-технологий. Пару лет назад один из автоперевозчиков оснастил несколько автобусов GPS-маячками - чтобы жители города в специальном мобильном приложении в режиме онлайн могли наблюдать, когда автобус приедет на остановку. Игрушки игрушками, а приложением пользовались! Однако проект ждал “гейм овер” - уж больно дорогое удовольствие.
Весьма низко обошлись с высокими технологиями горожане и на первой IT-остановке. В обычном павильоне власти установили огромный терминал, позволявший узнать расписание автобусов, ознакомиться с картой города и маршрутами. И даже подключиться к Интернету! Терминал сначала пострадал от рук вандалов, а затем не перенес первой же для него зимы. Айтификация остальных павильонов замерла. Правда, с оглядкой на морозные зимы власти все же решились в этом году на строительство теплой остановки. Комплекс сейчас монтируют.

Трамвайная травма

С трамваями дела обстоят еще печальнее. Вагоны не обновлялись десятки лет, дата изготовления иных - 70-80-е годы.
- Мы в них еще девушками ездили! - прикалываются бабули. - Только теперь они холодные и дребезжат…
- Но они же тесные и узкие, как гробы! - не понимают юмора иностранцы. - Вы реально в них ездите? Are you really mad?
Трамваи во всех смыслах - городская достопримечательность. Когда пару лет назад горакимат запустил к Дню города экскурсионный трамвай, в котором рассказывали об истории и памятных местах Усть-Каменогорска, местные каламбурили: едешь к памятникам на историческом памятнике!
В трамвайном парке уже устали отвечать на вопросы журналистов об архаичном подвижном составе. Несколько лет его администрация боролась с налоговыми органами, незаконно, по мнению трамвайщиков, насчитавшими огромные суммы пеней и штрафов. Для электротранспорта чуть было не настал конец света: кондукторам и водителям нечем было платить, не то что новые вагоны покупать. Руководство парка предлагало властям зайти в бизнес и сделать трамвайный парк муниципальным, ведь экологически чистый транспорт необходим грязному промышленному городу как пресловутый свежий воздух. Но акимат региона пока в приобретении актива на редкость пассивен.
Кстати, нестройные ряды общественного транспорта Усть-Каменогорска могли пополниться… речными трамвайчиками! Один из акимов Усть-Каменогорска даже предлагал пустить в качестве альтернативы небольшие теплоходы по Иртышу и Ульбе. Но, как и большинство дерзких и красивых проектов мэрии, те трамвайчики канули в мутные воды Леты. Оставив устькаменогорцев с раздолбанными, скрипящими, холодными, но такими родными автобусами и трамваями!..

Евгений ФОМИНЫХ, фото с сайта YK-news.kz, Усть-Каменогорск

Темы: Проект нашей газеты
Загрузка...
Комментарии 0
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Астропрогноз
с 25 по 31 мая

Золотые слова

«- Я в последнее время не интересовался, сколько конкретно накоплений у меня есть. Я знаю примерно свою сумму, но вам я ее не скажу.»

Данияр АКИШЕВ, председатель Нацбанка:
Вопрос на засыпку

Приходилось ли вам сталкиваться с финансовыми пирамидами?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров