1660

Следующая остановка - акимат

Как повысить привлекательность общественного транспорта для жителей Темиртау и Шымкента? Об этом эксперты рассказали в ходе конференции “Устойчивый транспорт и мобильность для низкоуглеродного развития в городах Казахстана”, на днях прошедшей в Алматы.

О проектах городской мобильности (это когда в городах приходят к пониманию того, что нужно отказываться от личных автомобилей и развивать общественный транспорт, велосипедное и пешеходное движение) в Алматы говорят не первый год. Это и программы преобразования южной столицы, которые предложил датский архитектор Ян ГЕЙЛ, и покупка новых автобусов, и внедрение многострадальной электронной системы оплаты проезда “Оњай!”, и прокат велосипедов. Худо-бедно, но казахстанский мегаполис наконец-то оказался на том пути, на который европейские столицы встали в своем дальнейшем развитии еще лет 20 назад. И Астана не отстает. В ней даже более успешно, чем в Алматы, реализуются многие из подобных проектов. Постепенно подключаются “к цивилизации” и другие города нашей страны.
В течение полугода ОФ “Социально-экологический фонд” совместно с проектом ПРООН в Казахстане провел опрос населения Шымкента и Темиртау, пытаясь выяснить, каким способом горожане передвигаются и каким бы они хотели видеть то место, где живут. Эти два города выбрали не случайно - они стали своеобразными моделями, результаты исследования в них можно проецировать и на другие, схожие с ними, населенные пункты Казахстана.
Шымкент - большой, почти мегаполис (по прогнозам, к 2019 году здесь будует жить миллион человек), с разветвленной системой общественного транспорта, парковыми зонами, действующими системами велопроката и т. д. Темиртау - маленький, во многом зависящий от градообразующего предприятия, обходящийся несколькими автобусными маршрутами, без заторов на улицах.
Результаты опроса представила одна из руководителей проекта Элина ДАСЖАНОВА (на снимке). Как выяснилось, более половины шымкентцев каждый день пользуются общественным транспортом, примерно четверть передвигается на автомобиле, около 15 процентов ходят пешком и лишь пять процентов ездят на велосипеде (правда, это не значит, что двухколесный используется постоянно - скорее, от случая к случаю). А вот в Темиртау количество тех, кто ездит на автобусах и передвигается на своих двоих, примерно одинаковое: 37 и 35 процентов соответственно. Автомобиль там предпочитают 22 процента опрошенных, велосипед - шесть процентов (но здесь езду на нем воспринимают не как возможность доехать из одного места в другое, а как развлечение).
Причем и шымкентцы, и темиртаусцы признались: если бы условия стали лучше, они бы перестали ездить на собственных авто, предпочтя им общественный транспорт и пешие прогулки. Почему люди не хотят ездить в автобусах? Думаю, ответы на этот вопрос прозвучали бы примерно одинаково во всех регионах Казахстана: теснота, грязь, старый подвижной состав, водители, нарушающие ПДД (этот пункт особенно отмечали в Шымкенте; кстати, мы ранее подробно рассказали о работе общественного транспорта этого города - см. “Антиобщественный транспорт”, “Время” от 20.10.2016 г.).
Но кроме общих есть еще и особенные варианты, и пути решения проблем в различных городах.
Например, если в Шымкенте нужно срочно внедрять на улицах выделенные полосы для общественного транспорта и увеличивать количество подвижного состава, то в Темиртау без этого пока можно обойтись, наладив график движения общественного транспорта и создав условия для пешеходов. Один из жителей города металлургов, присутствовавший на конференции, в открытую пожаловался на то, что у них нет парков, в которых можно погулять после шести вечера - они попросту закрываются.
- Я прихожу с работы домой вечером, сажу своих детей в машину, и мы едем в парк в соседнюю Караганду, - поведал он. - Может быть, мы и ездили бы на велосипедах, но в нашем городе нет ни одной велодорожки, и когда они появятся, непонятно. К тому же для многих в регионах собственный велосипед остается роскошью, он стоит слишком дорого.
В общем, результат показал: не важно, где ты живешь - в Шымкенте, Темиртау или Алматы, каждый хочет, чтобы его город был удобным и комфортным. Поэтому из зала прозвучал вполне резонный вопрос:
- Вы провели опрос. Что дальше?
- Это рекомендация для властей, план, показывающий, какие проблемы есть в городах, - пояснил один из модераторов конференции Вадим НИ (на снимке). - На его основе можно разработать предложения и постепенно воплощать их в жизнь. Это только первый шаг, но без него невозможно идти дальше.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта zerkalo-gazeta.com, Алматы

От редакции Мы продолжим на страницах нашей газеты рассказывать о состоянии и работе общественного транспорта в городах республики.

Поделиться
Класснуть