3248

Утилизируй это!

Общественность Западного Казахстана бьет тревогу: в условиях активного освоения в регионе нефтегазоконденсатных месторождений под угрозой уничтожения оказались местные родниковые реки, куда промышленники внаглую сливают свои отходы. Очередной возмутительный случай произошел на реке Ембулатовке в зоне разработки Чинаревского месторождения.

Местные жители страшно гордятся своей Ембулатовкой, уверяют, что вода в ней не только очень вкусная, но и целебная. Кстати, слово “ембулат” в дословном переводе с казахского языка означает “это исцеляет”.
Речка и в самом деле уникальна для Западного Казахстана - она родниковая. Начинаясь на территории России, Ембулатовка, подпитываясь из других родниковых источников, добегает до Урала и вливается в его бурные воды.
- Я пью воду прямо из этой речки, она мягкая, - рассказывает житель поселка Красноармейска Болат БИСЕНГАЛИЕВ. - Как-то летом я с собой в дорогу взял ее для радиатора про запас, на всякий случай, и поехал к родственникам в другой поселок. А у них там вода со-о-всем другая... Когда я им нашу дал попробовать, они все причмокивали: “Ой-бай, какая вкусная!” И всю ембулатовскую воду, что я приготовил для радиатора, взяли себе на чай!
Однако в конце октября любителям испить речной водицы пришлось отказаться от своей привычки: Ембулатовка покрылась радужной пленкой - мазутные пятна сначала на воде, а потом осевшие на дно были заметны невооруженным глазом. Вся рыба в реке передохла, а амбре, которое источала вода, было таким, что у стоявших на берегу резало глаза.
- Столько погибшей рыбы я никогда не видел! - не скрывает возмущения житель поселка Январцево, заядлый рыбак Алексей СМЫКОВ. - Даже караси сдохли! А ведь караси, как известно, даже в очистных водоемах водятся. А вон там, метрах в двадцати, видите? - показывает он мне. - Это бобровые хатки. Так все бобры отсюда враз ушли. И черепахи пропали. А здесь столько черепах было!..
- Мы взяли пробы воды на анализ, - говорит Болат Бисенгалиев. - Я отправил свою пробу в лабораторию “Батыс Су Арнасы” (местная водоснабжающая компания. - З. У.), а мой товарищ - в лабораторию в Оренбург. Оба результата оказались приблизительно одинаковыми: количество аммиака в воде превышало предельно допустимую норму в два раза - 0,6 мг на кубический дециметр!
На специально созванной пресс-конференции специалисты областного департамента экологии заявили: в Ембулатовке обнаружены бытовые канализационные стоки, в их числе небольшое количество нефтепродуктов, которые тем не менее не могут являться... отходами нефтедобычи! Экологи предполагают, что канализационные отходы в реку сливали ассенизаторские машины, возможно, нанятые местным населением.
Однако общественники уверены: в реку слили нефтеотходы и канализационные воды из городка, в котором живут разработчики Чинаревского месторождения.
- Санэпидстанция тоже исследовала наши пробы воды, и результат анализа на содержание аммиака - 0,02-0,08 мг на кубодециметр, а это даже ниже нормы! То есть санврачи утверждают, что в воде нет нефтеотходов, но мы-то убедились в обратном! - горячится Болат Бисенгалиев и показывает на дно реки: - Видите мазут? Он и пахнет соответствующе! Мы считаем, что в департаменте экологии просто хотят прикрыть тех людей, которые загрязнили реку. Они хотят нам внушить, что нефтепродуктов там нет!
Но у недавно назначенного руководителя департамента экологии Ербола КУАНОВА другая информация и иное мнение на сей счет:
- Это канализационные воды, и понятно, что их слили в реку незаконно. Однако огульно обвинять нефтедобывающие компании мы не можем. В конце концов, даже если это окажутся их отходы, это вина их подрядчиков, которые взялись за утилизацию. Инцидент расследуется, уже выяснены машины, которые не довезли до полигона сточные воды. Сейчас выясняется, куда они их слили. Все виновные в конце концов будут наказаны. Но я подчеркиваю - никаких нефтеотходов там нет!
Что именно слили в Ембулатовку - нефтеотходы или сточные воды, теперь предстоит выяснять в том числе и сотрудникам РОВД Зеленовского района Западно-Казахстанской области - туда передали возмущенные заявления местных жителей.
Тем не менее Ербол Куанов признает: проблема утилизации нефтеотходов в Западном Казахстане существует, да еще какая!
- Согласно Экологическому кодексу собственниками отходов являются те компании, из-за хозяйственной деятельности которых они образуются. И такая компания обязана со своими отходами безопасно обращаться, в том числе утилизировать, - поясняет начальник департамента экологии. - В то же время Экокодекс разрешает передавать эти отходы специализированным организациям, которые занимаются утилизацией. А одновременно с передачей отходов, естественно, за большие деньги передается и право собственности на них. То есть в таком случае добывающая компания уже не отвечает за свои отходы. А получившие вместе с огромными деньгами отходы сервисные фирмы должны вывезти их, где-то очистить и утилизировать. Но таких совестливых и честных компаний здесь попросту нет!
Дело в том, что на территории Западно-Казахстанской области нет ни одного полигона для хранения и безопасной утилизации нефтяного шлама и других неф­теотходов. При такой ситуации местные утилизаторы должны заключать договоры с полигонами, расположенными в соседних областях, и вывозить всю грязь туда. Однако те полигоны расположены далеко, а поэтому ездить туда невыгодно. Вот и везут шлам только до ближайшей лощины, а то и просто сливают в степь или ближайшие реки.
Общественники видят проблему не только в отсутствии в регионе собственных полигонов (за исключением разве что разработчиков Карачаганака), но и в том, что во время проведения тендеров по закупу услуг по утилизации отходов никто не проверяет, есть ли у сервисных компаний хотя бы собственная техника, чтобы вывозить нефтеотходы на дальние расстояния.
- Выигравшие тендер утилизаторы нанимают левых водителей да еще и не вовремя выплачивают им зарплату. Ну а водитель, не будь дураком, слил шлам в степи, а сэкономленную солярку продал - вот тебе и зарплата за поездку, - делится своими наблюдениями Болат Бисенгалиев. - По большому счету, ответственность все-таки лежит на нефтедобывающих компаниях: они должны контролировать сервисные организации. В противном случае усматривается определенный сговор: утилизаторы берут с них меньшие деньги за свои услуги, а нефтедобытчики закрывают глаза на то, куда девается их шлам.
Между тем в департаменте экологии на днях, кажется, нашли (постучим по дереву!) способ заставить нефтекомпании региона прослеживать и контролировать судьбу своих отходов.
- Всем нефтяникам мы сообщили: теперь просто так передавать отходы сервисникам вы не будете, - объясняет Ербол Куанов. - Пока не представят не менее двух проектов современной, эффективной и безопасной утилизации, разрешения на бурение нефтекомпании получать не будут. А мы будем впоследствии контролировать, каким способом они утилизируют или кому передали. И если сервисная компания ненадлежащим образом утилизирует отходы, мы сразу приостанавливаем бурение.
После таких откровений главного эколога области напрашивается вопрос: почему до этого додумались только сейчас? А дело в том, что Ербол Куанов пересел в кресло главного экоинспектора Западного Казахстана всего пару месяцев назад: до этого он возглавлял аналогичное ведомство в Атырау. А его предшественника с этой должности уволили как раз за то, что он закрывал глаза на несанк­ционированные сливы шлама.
Насколько серьезны намерения инспектора Куанова, можно будет оценить уже в ближайшее время: в наступающем году все нефтедобывающие компании, работающие в ЗКО, должны будут обновить разрешения на бурение. И, по идее, сливы нефтяного шлама в окрестностях Чинаревки должны будут прекратиться.
Пока этот материал готовился к публикации, стало известно, что в реке Быковке, которая протекает в окрестностях Чинаревского месторождения, вода внезапно приобрела такой же специфический запах и вид, что и в Ембулатовке. Расстояние между реками - несколько километров. Примечательно, что в этот раз в АО “Батыс Су Арнасы” не приняли у местных жителей пробы воды из Быковки на экспертизу. Мотивировали тем, что неизвестно, где жители ее набрали. Между тем Болат Бисенгалиев, который привез пробу, сообщил: размеры слива в Быковку визуально значительно большие, чем в Ембулатовку.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск - Красноармейск - Январцево

Поделиться
Класснуть