4965

В погоне за длинным тенге

Мы продолжаем рассказывать о городских пассажирских перевозках. Нынешняя остановка - в древнем Таразе

Автобусы-призраки, автобусы-самолеты, автобусы-убийцы - такими нелестными и страшными эпитетами награждают таразцы свой общественный транспорт.

Как хочу, так и кручу!

Все “прелести” езды в городских автобусах и маршрутках недавно стали предметом бурного обсуждения в соцсети “Одноклассники”. Прослышав, что “Время” поднимает проблему общественного транспорта республики, таразские
форумчане не уставая благодарили газету за участие. Ведь теперь у жителей древнего города появилась надежда, что хоть какие-то транспортные неувязки разрулятся. Надеемся на это и мы.
Юлия MООР: “Я была свидетелем безобразной сцены в 12-м автобусе: женщину, участницу войны, кондуктор выталкивала из автобуса. Оказывается, с августа были отменены все льготы на бесплатный проезд, и кондуктор кричала, что они не собираются никого возить задарма…”
Наталья ГОНЧАРОВА: “В вечернее время автобусы и маршрутки исчезают с наших улиц. Химпоселок вроде и не окраина, но дети-школьники не могут отсюда уехать уже после 18.30: 36-й автобус последние рейсы просто не выполняет”.
Ольга ИЗБАСАРОВА: “Я тоже утром провожаю дочь в школу на маршрут № 37, и хотя мы выходим в семь утра, я каждый раз переживаю, что ребенок опоздает на занятия. Автобусы переполненные, проскакивают мимо, никак не можем отследить их график, потому что такового у них просто нет - ездят как им вздумается. По своему маршруту они проезжают три школы: № 29, 17, 18. Потому и не останавливаются: школьники с их проездными невыгодные для них пассажиры. Кондукторы - как правило, это жена, сестра, тетя, брат, друг, сын, дочь (иногда школьного возраста) - не знают ни названий остановок, ни правил этикета. А такого понятия, как “билет”, вообще не существует”.
Надежда БЛОШКИНА: “Я про маршрут 20-й хочу сказать. Его обслуживают всего две-три маршрутки. Часами приходится их ждать. По субботам и воскресеньям вообще не ездят. После семи вечера ни одного автобуса уже нет”.
Лариса ДУБ: “57-й маршрут - как призрак, появится раз в год и исчезнет. И ждешь, и ждешь…”
Нина БОБРОВА: “У нас 23-й такой же призрак, при том, что в нашем пятом микрорайоне он один-единственный”.
Елена РЯНЗИНА: “Как-то я ехала по 29-му маршруту. Время - начало седьмого вечера, автобус битком, сидячих мест нет. Водитель как набрал скорость от Кайкармета, так и полетел. По салону народ тоже летал. На перекрестке Кунаева - проспект Жамбыла нервы у меня сдали. Я попыталась образумить шалунишку, спрашиваю: “И долго ж нам еще летать?” Мне, как всегда, предложили пересесть в такси. Правда, скорость поубавил. Но тут зазвонил телефон, и наш любезный водитель стал отвечать. А так как ему что-то не понравилось в разговоре, от перекрестка до остановки, нервничая и выражаясь ядрено, он опять понесся. Слава богу, до остановки Щорса мы долетели живыми. Мне на ней выходить, и тут наш герой и говорит: “Если вас не устраивает, как я еду, так вот автопарк здесь недалеко, идите и жалуйтесь. Да еще скажите, пусть мне тормоза починят!”
Зилола ТАГАЕВА: “В нашем районе вечные догонялки автобуса 41-го с 15-м. Это жесть просто, надо быть осьминожкой, чтобы не улететь. В прошлом году я не удержалась, получилась очень жесткая посадка, кубарем прокатилась по салону маршрутки, приехала на работу вся в синяках”.
Жибек УСКЕНБАЕВА: “Маршрут 33-й живет своей жизнью. У него свои законы. Кондукторы - хамло. Эти вечные гонки! Мученики 33-го маршрута, присоединяйтесь! А вдруг - о, чудо! - нас услышит руководство автопарка! Ведь теперь с нами газета “Время”!”

Остановка “конечная”

Обсуждение, как вы уже поняли, читатели, получилось страстным и содержательным. А еще люди сходились во мнении, что для полноценного обслуживания пассажиров автобусникам крайне необходима вечерняя смена. Сетовали на то, что автобусы маленькие, тесные и неприспособленные для езды в них инвалидов. Возмущались неудобными остановками, не спасающими ни от дождя, ни от солнца. Жалели, что исчезли троллейбусы. А главное - поднимали вопрос безо­пасности движения.
У всех еще свежи в памяти жуткие случаи гибели людей по причине грубых нарушений ПДД водителями общественного транспорта. В 2014 году под колеса своего же автобуса попал кондуктор, вывалившийся из открытой двери. 17 октября 2015 года водитель автобуса № 15 Саламат САРСЕНОВ, обгоняя своего “конкурента” - автобус № 16, выехал на встречку и, чтобы избежать лобового столкновения со встречным автобусом, совершил резкий маневр, подставив под удар салон. Погибли две пожилые женщины, 13 пассажиров получили травмы. 25 января 2016 года суд вынес приговор лихачу: пять лет лишения свободы в колонии-поселении.
- Вывод простой: в погоне за наживой ради лишних 55 тенге (стоимость одного проезда. - Г. В.) водители общественного транспорта рискуют нашими жизнями, - считает правозащитница Роза КУШАКОВА. - Что касается того ДТП со смертельным исходом, то суд присудил семьям погибших всего-то по полмиллиона тенге морального вреда от компании-перевозчика. А страховая компания вообще отказалась выплачивать страховую выплату по надуманным причинам, мы до сих пор судимся с ней. Хотя ведь принимались законы “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” и “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами”. 500 тысяч тенге за смерть человека - вот вся ответственность!

Пассажиры не люди, а… деньги

Недавно ДВД Жамбылской области провел в регионе оперативно-профилактическое мероприятие “Автобус”. За три дня было выявлено 555 нарушений ПДД, совершенных водителями общественного транспорта: 119 пользовались во время вождения телефоном, 110 нарушили правила маневрирования, выезжали на встречную полосу, 54 лихачили, 45 задымляли город выхлопными газами, многие нарушали режим труда и отдыха, некоторые не имели лицензии, страховки и не прошли техосмотра и т. д. и т. п. А в прошлый раз при подобном таком же рейде стражи дорог выявили водителей под хмельком и даже в нар­котическом опьянении!
- Нельзя ли как-то воздействовать на перевозчиков, чьи водители допускают грубейшие нарушения ПДД, подвергая опасности жизни горожан? - обратились мы к завсектором пассажирских перевозок и транспорта отдела ЖКХ, пассажирского и автомобильного транспорта акимата Тараза Габиту АЛТАЕВУ (на снимке).
- Хороший вопрос! Мы как раз и хотели расторгнуть договор с перевозчиком, обслуживающим 15-й маршрут. Но тут выяснилось, что в законодательство недавно были внесены поправки, запрещающие подобные строгие меры. Оказывается, для того чтобы нам расстаться с нерадивым и опасным перевозчиком, необходимо, чтобы на маршруте случилось (внимание! - Г. В.) не менее трех смертельных случаев.
- То есть, другими словами, если уже есть два трупа, остается дождаться третий?
- Увы, получается так. Поэтому нам остается довольствоваться разбором полетов на еженедельных планерках. Причина многих проблем общественного транспорта проста: водители не видят в пассажирах людей, а видят только деньги. Борьба идет за каждого потенциального плательщика за проезд - отсюда и безумные гонки на дорогах, и непредусмотренные остановки, и все прочие грубые нарушения ПДД.

Как обуздать автобусы?

- Но вторую смену хотя бы можно организовать, чтобы люди не мерзли вечерами на остановках?
- Организовать можно. Но сложно! Проблема в том, что не хватает водителей. Сейчас пассажироперевозки в областном центре осуществляют 11 компаний посредством 43 маршрутов: 38 автобусных и 5 микроавтобусных. Ежедневно на линии выезжают 489 автобусов и микроавтобусов разных марок. Но для нашего города этого мало.
- Почему? Непрестижна стала профессия водителя?
- Причина банальная: стоимость проезда в Таразе - 55 тенге - не дает водителям возможности нормально зарабатывать. И они уезжают на заработки - кто в южную столицу, кто в Астану. А нам приходится приспосабливаться к сложившейся ситуации.
Сегодня на всех маршрутах внедрена навигационно-контрольная система GPS, и теперь конт­роль за соблюдением графиков движения осуществляется на постоянной непрерывной основе в режиме online на сайте taraz-bus.kz. Однако и здесь наметилась тенденция самовольного отключения системы водителями автобусов. К таким применяются самые строгие меры, вплоть до увольнения, а водителей, как я уже сказал, и так не хватает.
- Много жалоб на изношенность автобусов…
- Мы стараемся это исправить. Год от года автоперевозчики обновляют свой автопарк: за последние три года ими приобретено более 450 автобусов средней и большой вместимости, которые заменили собой технически устаревшие и неисправные машины на 23 маршрутах. В итоге средний эксплуатационный срок подвижного состава городского автопарка снизился с 12 до 5 лет, а обновление за последние два-три года составило порядка 70 процентов.
Недостатки в работе, конечно же, есть. Хамство и грубость со стороны водителей и кондукторов имеют место. По всем таким случаям обязательно применяются меры воспитательного и административного характера. В этом году поступило 107 подобных жалоб, по результатам рассмотрения которых 18 водителей и 23 кондуктора уволены с работы.
В конце нашей беседы Габит Алтаев пообещал внимательно изу­чить чаяния таразцев. И когда мы вновь созвонились, голос завсектором тонул в уличном шуме:
- Мы сейчас как раз в рейде находимся! Изучаем маршруты! Хотим ввести вечернюю смену…

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Продолжение транспортной темы в следующем материале.

Поделиться
Класснуть