2786

Вы везите - вам зачтётся!

Ситуация с пассажироперевозками в городах страны, как выяснили корреспонденты нашего издания, настолько плачевна (см. наши публикации через “Ссылки по теме в газете “Время”), за исключением, пожалуй, лишь Астаны, что если и дальше ничего не предпринимать в этой архиважной сфере, то нам грозит всереспубликанский коллапс общественного транспорта. Информация комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию (МИР) только подтверждает выводы проекта нашей газеты: 60 процентов из 18,5 тыс. пассажирских автобусов требуют замены. Проблемы пассажирских перевозок обсуждали в Шымкенте на встрече представителей министерства и транспортных компаний четырех южных областей Казахстана.

Градус настроений в конференц-зале региональной палаты предпринимателей Южного Казахстана зашкаливал. Не скрывая недовольства, спикеры обменивались взаимными претензиями: перевозчики обвиняли чиновников в бездействии и создании административных барьеров, столичные же гости указывали предпринимателям на недоработки и нарушения законов и нормативных правовых актов.
Особенно жестким было выступление заместителя директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболата БАЙМАХАНБЕТА. Эксперт изучил работу почти всех транспортных компаний страны и пришел к неутешительным выводам:
- Сегодня по пальцам можно пересчитать автобусные парки, которые придерживаются государственных норм и стандартов в своей работе. Вот автопарк в Караганде (ТОО “Автобусный парк № 3”. - Ред.): более 700 автобусов, подвижной состав постоянно обновляется, ремонтные мастерские есть, квалифицированные кадры, комнаты отдыха для водителей, пункты горячего питания. Человек (глава автопарка Артур ГРИГОРЯН. - Ред.) работает себе в убыток, но держит свой бизнес в порядке! Почему государству такого предпринимателя не поддержать?!
Нет же, складывается стойкое впечатление, что местным органам старающиеся честно работать фирмы не нужны. Так, одно из старейших и успешных в Шымкенте предприятий “Санжар моторс” сегодня оказалось на грани выживания. В 2014 году оно было признано лучшим перевозчиком региона, его руководитель получил из рук тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА диплом. Однако руководство города заслуг передовика не оценило и в тот же год расторгло с ним контракт на обслуживание одного из самых прибыльных маршрутов. Сейчас по его маршрутам колесят автобусы компании “Грин бас сервис”.
- Оставили нам нерентабельные, да и на них работать толком не дают, - не скрывал обиды директор ТОО “Санжар моторс” Серик ТОКБЕРГЕНОВ. - Два года на 67-м маршруте делали дорогу, да так, что на этих ухабах и ямах легковушки за неделю в хлам превращались, а мы скрипели, но ездили. Такие расходы на ремонте машин несли! Только дорогу отремонтировали - и пошла у нас проверка за проверкой. Я не знаю, что с нами завтра будет…
- Хотя “Грин бас сервис” не имеет ни собственной базы, ни одного автобуса! - рубил правду-матку зам­руководителя исследовательского института Баймаханбет. - Непонятно, каким образом выиграл тендер на несколько маршрутов... Сдал их в аренду водителям с личными “ГАЗелями” и дореволюционными автобусами. Не вкладывая ни копейки, стрижет с этого выгодного дельца купоны. И ведь завтра наравне с карагандинцами тоже попросит субсидий у государства! -
резонно заметил эксперт.
Он предупреждает: если шымкентские чиновники купятся на просьбы таких перевозчиков и выделят им из госказны деньги, компетентные органы спросят не только с недобросовестного перевозчика, но и с официальных лиц, допустивших незаконное субсидирование. Подобное уже было в Актобе. Там прошлой зимой, как известно, арестовали директора городского автопарка Мейржана УНДИРГЕНОВА, чью обнаруженную наличность оперативники считали на машинке около пяти часов. Сумасшедшие деньги Ундиргенов сколотил благодаря гос­компенсациям за бесплатную перевозку льготников. Баймаханбет уверен: это стало возможным потому, что местные власти выделяли субсидии, не проверяя расчетов и представленной документации.
- Суд в отношении нескольких должностных лиц Актобе вынес частное определение, и они понесли наказание, - напомнил эксперт, отметив: - Нельзя в этом вопросе слепо доверять соискателям госдотаций! Должен быть особый контроль со стороны государства.
Отдельным пунктом обсуждения стал вопрос ценообразования. В той же шымкентской компании “Санжар моторс”, вооружившись исходными цифрами, таб­лицами и калькулятором, просчитали, каким должен быть перевозочный тариф. Расчет был произведен на примере двух городских маршрутов, и вышло, что на одном из них реальная цена одного проезда составляет 111 тенге, на другом - 129. Только при таких тарифах, утверждают счетоводы, перевозчики смогут не только оказывать качественные услуги, но и расширять бизнес: покупать новые автобусы, обновлять техническую базу, закупать новое оборудование для ремонта машин. А между тем в Шымкенте проезд в общественном транспорте стоит 70 тенге.
- Вот эту разницу и должны покрывать перевозчикам местные исполнительные органы, - полагает зампредседателя комитета транспорта МИР Ерлан ДЖУМАШЕВ. - Надо понимать, что пассажироперевозки всегда были убыточными. Это социально значимая отрасль, потому государство здесь регулирует тарифы. В Предпринимательском кодексе четко прописано: там, где государство регулирует тарифы, оно должно оказывать поддержку в виде субсидий. Только при таких условиях возможно развитие этой сферы, и мы над этим работаем.
Однако не только вопросы финансов волнуют предпринимателей. Они - элементарно! - не уверены в завтрашнем дне. А беспокоит их, если говорить конкретно о Шымкенте, отсутствие долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов. Если раньше горакимат заключал с ними договор на 10 лет, то сейчас только на три. Это сдерживает перевозчиков от покупки новых автобусов, ведь они окупаются только за 6-7 лет, и нет никакой уверенности, что за это время никто из конкурентов не отметет маршрут. Тот же “Санжар моторс” в 2006 году купил 20 автобусов в масле, в 2007-м выиграл тендер…
- Прошло пять лет, они еще не окупились. Несмотря на это, я привез еще пять машин, развиваться-то надо, - рассказывал директор этого ТОО Токбергенов. - Еще один год с небольшим прошел - и у меня маршрут отобрали. Теперь боюсь покупать автобусы. И я не один так сегодня осторожничаю.
Пользуясь редкой возможностью, транспортники четырех областей страны просили профильные власти решить вопрос с предоставлением топлива для городских автобусов по льготным ценам. Вместе с тем перевозчики сетовали на высокие цены отечественного - заметим, отверточного - автопрома, и это при том, что в Казахстане с конвейера съезжает довольно мало автобусов и очень мало штампуют запчастей к ним, хотя спрос высок.
Разговор о наболевшем и насущном длился часа четыре. Столичные гости записывали все просьбы, предложения и пообещали если не решить вопросы, то хотя бы разобраться.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото с сайта shymkent13.ru, Шымкент

ОТ РЕДАКЦИИ Мы завершаем проект-исследование о состоянии и проблемах городского общественного транспорта страны. В одном из ближайших номеров читайте интервью с руководством комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию.

А тем временем

Такая корова нужна самому

Настоящая сенсация случилась у павлодарских перевозчиков. После того как проданный в частные руки автобусный парк вернули в коммунальную собственность, он вдруг стал работать так прибыльно, что чиновники решили его больше никому не продавать!
Автопарк № 1, обслуживающий основные городские маршруты Павлодара, продали ТОО “Казахстанская строительная группа” ровно год назад за 1,1 млрд. тенге с главным условием - сохранить профиль предприятия и при­обрести до 13 мая этого года 30 автобусов не старше 2013 года выпуска и вместимостью не менее 90 человек. 36 красивых МАЗов новый собственник торжественно презентовал на центральной площади досрочно, еще в декабре прошлого года. Однако время шло, а на городских маршрутах МАЗы все никак не появлялись. В марте руководитель городского отдела финансов Ольга КРУПНИКОВА, обязанная следить за выполнением условий купли-продажи автопарка, еще пыталась объяснить это тем, что автобусы находятся на техосмотре. Однако позже выяснилось: ТОО “Казахстанская строительная группа” просто не смогло взять кредит, чтобы полностью рассчитаться с белорусским поставщиком. Кроме того, после смены областного акима инвестор и вовсе почему-то охладел к местным пассажирским перевозкам.
В мае акимат Павлодара обратился с иском в суд о расторжении договора приватизации и возвращении автопарка в коммунальную собственность. И не прогадал! Едва вернувшись в августе под крылышко ГУ “Отдел финансов города Павлодара”, автоперевозчики вдруг стали получать прибыль.
- Продавать парк мы теперь больше не будем! - сообщил, радуясь такому обороту дела, аким города Нуржан АШИМБЕТОВ. - Мы узнали, как во многих городах перевозчики, борясь за тарифы, начали диктовать условия, а в Алматы и Астане власти пошли даже на то, что стали заново создавать новые муниципальные предприятия, закупать транспорт. Да к тому же белорусы теперь предлагают нам эти же автобусы совсем по другим ценам, да еще и в лизинг.
Как оказалось, 36 неприкаянных МАЗов продолжают сиротливо стоять на одной из павлодарских парковок. Белорусскому собственнику так и не удалось за семь прошедших с марта месяцев перепродать их кому-нибудь. Зато теперь, по словам Нуржана Ашимбетова, вместо 120 тысяч долларов за один автобус белорусская сторона уже просит 80 тысяч “вечнозеленых”. Причем без всякого залога, и поставщику не важно, кому будет принадлежать автопарк - государству или частнику.
К слову, как-то сошла на нет и идея внедрения в городских автобусах безналичного расчета за проезд, на который первые несколько маршрутов автопарка № 1 хотели перевести в сентябре уходящего года. На реализацию этого проекта в Павлодаре планировалось затратить 4,7 млн. долларов с окупаемостью в 10-12 лет. Но перевозчики дружно возмутились, заявив, что им это не по карману, и их пока оставили в покое.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Ссылки по теме:

Зажравшийся автобус” (обзорный материал) - от 6.8.2016 г.

Кто раньше шиковал - тот теперь забуксовал” (Алматы) - от 21.9.2016 г.

Две столицы - два пути” (Алматы - Астана) - от 27.9. 2016 г.

Пассажирам и карты в руки” (Астана) - от 28.9.2016 г.

Лишь бы не хуже!” (Караганда) - от 15.10.2016 г.

Антиобщественный транс-порт” (Шымкент) - от 19.10.2016 г.

Зайцев нет!” (Петропавловск) - от 26.10.2016 г.

Абсурд семейского масштаба” (Семей) - от 2.11.2016 г.

Маршрут в зоне не утаишь” (Усть-Каменогорск) - от 12.11.2016 г.

В погоне за длинным тенге” (Тараз) - от 10.12.2016 г.


Поделиться
Класснуть