3068

Как нам реорганизовать КСК: Ещё раз о главном

Старожилы подтвердят: не было еще такого акима, который не пообещал бы разобраться наконец с КСК, призвать к порядку безответственных и не сильно честных председателей. И - это тоже подтвердят старожилы - не было еще такого акима, у которого получилось исполнить хотя бы чуточку из этих обещаний.

Вот, к примеру, аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК в начале прошлого года, помнится, не просто обязался сделать местные КСК дееспособными - сам процесс поначалу действительно пошел почти бурный. Мощно подключился общественный совет (ОС), провели аж четыре публичных слушания, массу экспертных и других обсуждений. И газета “Время”, учитывая общественную значимость проблемы, включилась в выработку оптимальных решений через акцию “Как нам реорганизовать КСК”.
В итоге сформировались вполне дельные, затрагивающие как раз самую суть предложения, которые ОС отправил в акимат, где они благополучно легли в стол. Взамен их появились на уровне управления жилья аж 29 поправок в жилищное законодательство. (К слову, как мы ни пытались заполучить у акимата эти самые 29 поправок, ничего не получилось: чиновники заняли просто оглушительную оборону, словно мы выведывали у них суперсекретные сведения или гостайну какую.)
Каемся: в статье от 10 января с. г. “Акимат - друг человека?” мы подали эти поправки как первый и существенный результат нашей акции... но только ради того, чтобы ситуация не выглядела совсем уже безнадежной. А по правде так: прими мажилис эти поправки уже сейчас и начни КСК их исполнять - проблема общей системной неработоспособности проступит только сильнее.
Почему? Напомним суть: нынешние “многодомные” КСК в подавляющем большинстве своем неработоспособны и малоэффективны даже при принятии еще хоть тысячи законодательных новаций по их совершенствованию. Поскольку они идеально недоступно равно­удалены как от жильцов, так и от городских властей. Их способности - в проедании целевых, больше ни в чем. Исключения составляют разве что кристально честные и дельные председатели кооперативов. А таковых сегодня - раз-два...
Для создания же эффективного управленческого скелета, мало подверженного субъективным факторам, который потом сможет обрастать сообразительными мозгами и полезными мышцами, необходимы всего-то три принципиальные вещи.
- А. Наделение статусом КСК-кондоминиума каждой городской многоэтажки.
- Б. Создание на уровне городских микрорайонов управляющих компаний в формате государственно-частного партнерства.
- В. Перевод договорных отношений поставщиков и потребителей услуг электро-, тепло-, водоснабжения с поквартирного на подомовой формат.
Вот и все. Создание КСК в каж­дом доме приблизит эту базовую жилищную единицу к жильцам: уж в своем-то подъезде хозяйки всегда выберут старшего (-ую) и всегда спросят с нее, а старшие по подъ­ездам в свою очередь всегда выберут такого председателя, который (-ая) от них никуда не денется. В управляющих же компаниях всегда можно будет сосредоточить достаточные кадры и ресурсы как для обслуживания КСК-кондоминиумов, так и для содержания территорий микрорайонов в образцовом порядке. Об этом мы писали не единожды, но есть смысл и резон повторить еще раз.
В такой двухступенчатой схеме появляется возможность решать нерешаемые много лет задачи. Пора наконец оснастить все дома общими приборами учета-регулирования тепла, горячей и холодной воды - при предлагаемом нами механизме жизнедеятельности ЖКХ & КСК провернуть это дело точно получится, даже уговаривать никого не придется, потому что появится та самая ныне отсутствующая договорная сторона консолидированного получения услуг -
дом-КСК. Надо отремонтировать или термомодернизировать дом - тоже будет не проблема, ведь есть не только объект, но и субъект, для кого делать работу и с кем договариваться. При этом и акиму будет кого собирать на жилкомхозовские совещания, чтобы ставить задачи, помогать ресурсами и проверять исполнение.
Причем провести такую реформу способна только власть. Сами жильцы, как бы они ни кляли КСК, ситуацию не выправят. Главное - не повторять ошибок, не наступать на те же грабли, ограничиваясь громкими обещаниями и второстепенными “улучшениями”. А опасность такая есть.
Вот, например, закончившуюся пшиком прошлогоднюю эстафету Алматы по улучшению ситуации в системе ЖКХ & КСК подхватил намедни не так давно назначенный аким Астаны Асет ИСЕКЕШЕВ. Тоже уже вторые общественные слушания, такое же, словно под копирку, поручение столичному ОС устойчивого развития - представить комплексный план по улучшению работы КСК. И тоже некие поправки, уже отправленные в правительство. Боюсь, с тем же эффектом.
А ведь еще совсем недавно аким Исекешев объявил о намерении разбить Астану на несколько десятков локальных центров, в которых будет все для жизнедеятельности - свои торговые центры и вся социальная инфраструктура. Очень верная концепция. Но кто ее реализует, если на городских микротерриториях просто нет хозяина? Сверху над городом висит акимат, внизу мельтешат мало на что способные КСК, а между ними - пустота.
Здесь к месту напомнить, как один из прежних акимов вместе с одним из прежних председателей АРЕМа (тем, которого посадили за взятку) лихо объявляли, что к очередной зиме снабдят всю Астану общедомовыми измерительными приборами. Где сейчас эти начальники, мы знаем. А где обещанные приборы?
В общем, газете “Время” никак акцию прекращать пока нельзя. И “будем посмотреть”, кто из акимов решится наконец на реальные дела в сфере ЖКХ & КСК.

Пётр СВОИК, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть