5892

Астана: 50 оттенков смога

Над столицей опять стоит густой и едкий смог. В домах заперты все окна. На улицу без надобности не выходят беременные, пенсионеры, дети, а также люди с заболеваниями дыхательной системы. Понятно, что тема смога станет одной из главных на предстоящей отчетной встрече акима Асета ИСЕКЕШЕВА с населением столицы 16 февраля. Каковы же причины образования ядовитой хмари в Астане и как с ней бороться? Об этом наш корреспондент расспросил заместителя руководителя столичного департамента экологии Рустама ДЖУСУПОВА (на снимке).

- Рустам Кенжебаевич, какие яды мы вдыхаем из-за этого смога?
- Во-первых, я бы хотел отметить, что, по данным нашего департамента, 53 процента выбросов вредных веществ в атмосферу в городе приходится на долю автотранспорта и только 10 процентов - на частный сектор. Что касается составляющих смога, то в него входят диоксид серы и окись азота, которые образуются при сжигании твердого топлива. Безусловно, подобные элементы вредны для здоровья, но, уверяю вас, они ничем не страшнее автомобильных выхлопных газов, чьи регулярные выбросы в пять раз сильнее, чем то, что мы ощущаем при сгорании угля.
- А вот астанинцы уверены, что завесу над городом создает дым из труб домов, а не машин.
- Причина в том, что частицы сжигаемого твердого топлива более видимы и осязаемы для человека, нежели автовыбросы. Притом ощутимы они только в абсолютно безветренную погоду, когда в воздухе нет никакого движения. Такие дни бывают в столице редко. Тогда концентрация смога ощутима практически по всему городу, поскольку дымят прежде всего частные дома, которые расположены по всей Астане. На левом берегу это поселок Чубары, на правом - микрорайоны “Юго-Восток”, “Коктал”, “Лесозавод” и другие районы.
- А как же ТЭЦ? Там выбросов тоже немало!
- Уверяю вас, что сегодня все стационарные выбросы данных предприятий оснащены различными эмульгаторами батарейного типа, пылегазовыми установками улавливающего типа, очистительными фильтрами и так далее. Поэтому улавливаемость всех их выбросов составляет 95 процентов!
- Зато летом ветер гоняет золу по всей столице в разных направлениях. А виной тому именно отходы тепловых электростанций!
- И в этом случае я готов вас разубедить. Если взять золоотвал ТЭЦ, то там выбросы минимизированы. Есть специальная чаша, куда в летний период сбрасывается весь шлак с применением системы пылеподавления, то есть с учетом периодического орошения поверх­ности золоотвала водой, дабы не разлеталась пыль. При этом все процедуры согласованы с нашим департаментом.
- Хорошо, давайте вернемся к сегодняшней ситуации. Почему в Астане так грязно зимой?
- Опять же влияют атмосферные выбросы автотранспорта, а также выплески частных отопительных установок. Все те же самые вещества, куда входят диоксид серы и окись азота, которые просто оседают на белом снегу.
- А некоторые говорят о вреде противогололедных реагентов, которые так любят использовать наши коммунальные службы.
- Реагенты, применяемые в Астане, имеют сертификат качества, запатентованный в лабораториях. Данные реагенты разъедают лишь снежную массу. А дороги в зимнее время чернеют и убиваются вследствие некачественно проведенных работ. У нас порой и в зимнее время асфальт кладут. Что тут говорить?!
- Кстати, что вы думаете насчет введения платного въезда в Астану? Поможет ли эта мера улучшить экологическую ситуацию?- С экологической точки зрения эта мера положительная. В данном случае платный въезд, как и парковки, должен не просто снизить автотрафик, но и обеспечить популяризацию общественного транспорта, чтобы каждый гражданин, выходя из дома, оставил свою машину и сел в автобус, а еще лучше - на велосипед.
- Зимой на велосипеде сильно не разгонишься, не говоря уже об отсутствии велодорожек в городе...
- Конечно, у людей должна быть альтернатива. Иначе никак. А пока количество автотранспорта в Астане растет просто бешеными темпами! При населении, грубо говоря, в один миллион человек в прошлом году у нас было зарегистрировано 350 тысяч автомобилей. То есть у каждого второго астанинца есть машина.
- Что еще нужно сделать, чтобы победить смог в столице?
- Мы не раз говорили о том, что пора переводить весь автомобильный транспорт на газомоторное топливо. И начать следует с городского автопарка. Насколько я знаю, в этом году акимат так и планирует поступить. Разумеется, в газоснабжении нуждается и весь частный массив в городе, начиная с Левобережья, аэропорта и заканчивая самыми отдаленными поселками в районе вокзала. Я думаю, с газификацией наших машин и домов мы забудем про смог!
Между тем весьма интересен опыт Европы в этом вопросе. Каждый год во Франции, Италии и Польше во время декабрьско-январского смога местные власти, чтобы стимулировать людей меньше пользоваться своими машинами, вводят бесплатный проезд в метро, трамваях и троллейбусах. В акимате Астаны европейским экспериментом, похоже, не заинтересовались. Ждут, когда переменится погода и опять задует ветер.

Арсен НУРТАЗИН, фото автора, Астана

Кстати

Медики во время смога советуют плотно закрывать окна и двери домов и офисов. Открытое для проветривания окно нужно затянуть влажной тканью. На улице защититься от смога помогут марлевые маски, которые надо менять каждые 2 часа. Но самую лучшую защиту от смога обеспечат специальные респираторы, предназначенные для использования в металлургии и машиностроении. Их легко можно купить через Интернет. После каждого похода на улицу следует принимать душ и промывать нос и горло. Обильное питье также ускорит процесс выведения токсинов.

Поделиться
Класснуть