2717

КУИС! Как много в этом звуке…

На прошлой неделе в Астане собрались желающие постоять за тех, кто сидит 

Во время “круглого стола” по предупреждению пыток в местах лишения свободы, состоявшегося в Астане, кипели нешуточные страсти: представители правоохранительных органов долго и монотонно читали большие доклады о “проделанной работе”. В ответ эксперты из ведущих стран мира и отечественные правозащитники коротко и хлестко долбили пенитенциарную систему. В целом происходившее напоминало разговор слепого с глухим…

Первым высказался региональный директор Penal reform international (Международная тюремная реформа) Азамат ШАМБИЛОВ.
- Казахстан занимает 48-е место по общему тюремному населению (в 90-х мы занимали 3-е место в мире), - напомнил он. - Эта цифра свидетельствует о развитии правовых механизмов. Но нас тревожат участившиеся факты пыток в местах лишения свободы. В Казахстане кроме пенитенциарной системы МВД есть немало закрытых учреждений при министерствах здравоохранения, образования, обороны, следственные изоляторы КНБ. В современном обществе пыток вообще быть не должно - никто из изолированных людей не должен умирать по ту сторону колючки…
По словам советника ОБСЕ по предупреждению пыток Стефани СЕЛГ, лишенные свободы люди - одни из самых уязвимых слоев. Как показала статистика, из сотен уголовных дел, возбужденных по жалобам на пытки, до суда доходят единицы.
- Предупреждение пыток в исправительных учреждениях - одна из важных задач нашего ведомства. И сотрудники, пытающие осужденных, привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной, - дежурно отрапортовал председатель комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД Азамат БАЗЫЛБЕКОВ.
Своего шефа поддержал начальник управления собственной безопасности КУИС Умуржан РАХИМБЕРЛИНОВ, рассказавший, что в прошлом году по результатам 236 проверок уволены 12 сотрудников, четыре руководителя колоний были сняты с должностей, девятерых вертухаев привлекли к дисциплинарной ответственности.
Однако начальник управления Генпрокуратуры Александр ЦУРАНКОВ не впечатлился этой статистикой и, что называется, наехал на пенитенциарную систему.
- Год назад мы задумались: почему происходят пытки над осужденными? Анализ показал: из 700 подобных заявлений 90 процентов приходится на стадию расследования, когда из подозреваемых выбиваются показания. Оставшиеся 10 процентов - жалобы на сотрудников КУИС. Нас интересует: почему из сотен заявлений о пытках до суда доходят лишь 2 процента? Почему администрация колоний заставляет людей маршировать, петь гимн по поводу и без, встречать каждого сотрудника учреждения бесконечными рапортами? Вам давно пора отказаться от различных организаций в колониях (намек на так называемых тюремных активистов. - Т. К.), избавиться от цензуры. К нам в год приходит 1500-1700 различных жалоб от осужденных, и все они с сопроводительным письмом начальника колонии. А это значит, что администрация в курсе того, кто и на кого жалуется, что явилось причиной. Цензуру запретить! - горячился прокурор.
А вот директор НИИ при Казахском государственном юридическом университете Марат КОГАМОВ корень зла видит в том, что государство не всегда правильно применяет международный опыт.
- Наша страна потратила 13 лет на внедрение этой статьи в законодательство! - сетовал он. - Когда государство ратифицировало конвенцию (Комитета ООН против пыток), реакция должна была быть моментальной: это введение самостоятельных глав, связанных с пытками, в закон. К сожалению, кардинальных изменений не произошло, и это печально…
Правозащитница Ардак ЖАНАБИЛОВА видит проблему со своей колокольни.
- 12 лет институты общественных наблюдательных комиссий (ОНК) работают с тюремным населением, - говорит она. - В последнее время нам стали ставить палки в колеса. Г-н Базылбеков! Из тюрем нам кричат: “Помогите!” Мы выезжаем незамедлительно, но начальник колонии не пускает. Говорит: члены ОНК должны за сутки уведомить администрацию о своем приезде. Кто это придумал?! Азамат Хызырович, мы ваши глаза и уши. Мы делаем то, что вы не можете (или не хотите) делать. Мы всегда готовы подсказать вам, где и что произошло, почему это случилось. А отношение к нам, как к врагам!
Полковник Базылбеков каждое колкое замечание в свой адрес тщательно конспектировал. Временами выходил из зала с телефоном в руках. Заметив его волнение, Марат Когамов счел нужным уверить сидящих в зале: мол, Базылбеков - один из самых доступных и прозрачных руководителей.
Между тем г-н Шамбилов резал правду-матку в глаза:
- В 2016 году наша организация зарегистрировала 1500 случаев пыток во время уголовного делопроизводства! Эти данные подтверждаются и комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. В колониях и следственных изоляторах, других учреждениях временной изоляции людей характерны не только пытки: с 2011 года в местах лишения свободы наблюдается и резкий рост членовредительства - в три раза больше, чем было раньше, когда КУИС подчинялся Мин­юсту. За последние 12 лет в местах лишения свободы умерли 4062 человека - рост тюремной смерт­ности повышается ежегодно. Это очень сильно беспокоит и правозащитников, и международное сообщество. Смертность в колониях является грубейшим нарушением прав человека…
В свою очередь адвокаты пожаловались главе КУИС на его подчиненных: мол, они не только присутствуют при конфиденциальных встречах защитников с клиентами, но и фиксируют такие встречи на скрытые видеокамеры, пишут на диктофон. Пока он думал над ответом, в диалог вмешался Марат Когамов, который заявил о недопустимости таких нарушений прав подследственных и адвокатов и настоятельно рекомендовал главе КУИС убрать скрытые видеокамеры и диктофоны. Ардак Жанабилова предложила г-ну Базылбекову вместе подумать над созданием надежного канала, чтобы заключенные могли передавать различные жалобы, не получая разрешения начальника колонии. Председатель КУИС отметил: во всех колониях есть специальные ящики для жалоб в адрес членов ОНК, спецпрокуроров и даже министра внутренних дел.
- В одной из колоний я видела в этом ящике для министра окурки и конфетные фантики. И вы на полном серьезе считаете это наде­жным каналом?! - возмутилась в ответ правозащитница.
Полковник Базылбеков в очередной раз вышел из зала, на ходу набирая чей-то номер. Видимо, чтобы выяснить, в какой именно зоне заключенные вместо жалоб министру шлют сигаретные бычки…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы - Астана

Вместо P.S. В кулуарах “круглого стола” я предложил председателю КУИС ответить на злободневные вопросы нашей газеты, и он, словно подтверждая слова г-на Когамова о прозрачности и открытости руководства пенитенциарной системы, сразу же согласился. Правда, попросил время, чтобы подготовиться. Если Азамат Базылбеков не передумает, то в ближайшее время читатели нашей газеты из первых уст смогут узнать обо всем, что творится по ту сторону колючки…

Поделиться
Класснуть